Персона Изображения:0 Упоминается в статьях:24 Автор статей:0
Фамилия, имя, отчество
Пушкин Александр Сергеевич
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Краткая биография
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп. в Царском Селе" на лицейском экзамене 8.1.1815 в присутствии Г. Р. Державина. По окончании лицея служил в Коллегии иностр. дел. В 1820 выслан из СПб. в Кишинев, Одессу, затем с. Михайловское Псковской губ. В 1827-31 бывал в СПб. наездами (останавливался в Демутовом трактире на наб. р. Мойки, 40). Переехал в СПб. в 1831, после женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Чл. об-ва "Арзамас", кружка "Зеленая лампа"; был тесно связан с ВОЛРС. Имел широкий круг лит. знакомств, общался с А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, Н. М. Карамзиным, Е. А. Баратынским, К. Н. Батюшковым, П. А. Плетневым, Н. В. Гоголем, А. С. Грибоедовым и мн. др. В разное время посещал салоны Е. И. Голицыной, А. Н. Оленина, Карамзиной салон, салон Д. Ф. Фикельмон, Одоевского салон, Смирновой-Россет "среды" и др. Печатался в ж. "Сын Отечества", "Библиотека для чтения", альманахах "Полярная звезда", "Северные цветы" и др. Принимал близкое участие в издании "Литературной газеты"; создатель ж. "Современник". В СПб. вышли первая книга П. - поэма "Руслан и Людмила" (1820), первый поэтич. сб. "Стихотворения" (1826), прижизн. собр. соч. - "Стихотворения Александра Пушкина" в 4 ч. (1829-35), первое отд. полное изд. ром. "Евгений Онегин" (1833), "Повести, изданные Александром Пушкиным" (1834), "Поэмы и повести Александра Пушкина" в 2 т. (1835) и мн. др. произв. СПб. - город ранней лит. славы поэта и место его последней жизненной драмы. П. был смертельно ранен на дуэли в окрестностях СПб. у Черной речки (обелиск на предполагаемом месте дуэли по проекту А. И. Лапирова, барельеф М. Г. Манизера, 1937); его отпевали в Конюшенного ведомства церкви (Конюшенная пл., 1; мем. доска). Наследник лит. традиции 18 в., П. гармонично соединил в своем творчестве разл. жанры и стили как в поэзии, так и в прозе, создавая новый язык лит-ры и новую манеру письма, определившую развитие рус. лит-ры 19-20 вв. В творчестве П. впервые в рус. лит-ре возникает комплексное, разноаспектное описание СПб.; поэт описывает прошлое города и настоящее как результат этого прошлого. Город становится одним из героев его произв. - законченное худож. оформление получает феномен, впоследствии назв. "петерб. текстом", к-рый развивается в произв. Гоголя, Ф. М. Достоевского и мн. др. рус. писателей. Тема СПб. у П. тесно связана с осмыслением реформаторской деятельности Петра I (неоконч. роман "Арап Петра Великого", 1827; "Пир Петра Первого", 1835; подготовит. мат-лы к "Истории Петра", 1835; др.); архит. реалии олицетворяют разл. стороны рус. истории и государственности (см., напр., Михайловский замок как символ тирании в оде "Вольность", 1817, написанной, по мем. преданию, в доме бр. А. И. и Н. И. Тургеневых на наб. Фонтанки, 20); разноликой предстает совр. жизнь города (аристократич., светский, культурный СПб. в насыщ. топографич. приметами 1-й гл. "Евгения Онегина"; быт петерб. окраины в поэме "Домик в Коломне", 1830; др.). Колоссального символич. напряжения исполнен образ СПб. в поэме ("петерб. повести" - согласно жанровому определению П.) "Медный всадник" (1833, впервые опубл. со значит. искажениями посмертно в 1837). Безусловная апология СПб. оборачивается в произв. темой роковой угрозы и катастрофич. гибели города по воле "Божией стихии", а торжество исторического гения Петра, творч. сил разума и воли, славы России, запечатл. в облике СПб., подвергается суровому и трагич. испытанию мерой страдания частного человека. В становлении "петерб. текста" рус. лит-ры значит. роль сыграла также пов. "Пиковая дама" (1834) с ее фантастич. атмосферой и особым, "совершенно петерб. типом" (Достоевский) героя (домом старой графини традиционно считается дом кн. Н. П. Голицыной на М. Морской ул., 10). Петерб. адреса П.: 1817-20 - наб. р. Фонтанки, 185 (мем. доска); 1831 - Царское Село, Колпинская ул. (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2; мем. доска; ныне Пушкина А.С. музей-дача); 1831-32 - Галерная ул., 53 (мем. доска); 1832 - Фурштатская ул. (дом не сохр., участок д. 20); 1832-33 - Б. Морская ул., 26; 1833-34 - Пантелеймоновская ул. (ныне ул. Пестеля), 5; 1834-36 - Французская наб. (ныне наб. Кутузова), 32 (мем. доска); 1836-37 - наб. р.Мойки, 12 (мем. доска; ныне Пушкина А.С. мемориальный музей-квартира). Именем П. названы Пушкинская ул. (с 1881) и ряд др. улиц в Пушкинском, Павловском, Колпинском, Курортном, Красносельском р-нах. В 1937-89 Биржевая пл. называлась Пушкинской. Имя П. носят Детская библиотека, Рос. гос. акад. театр драмы (см. Александринский театр), Русской литературы институт РАН (Пушкинский Дом), где хранится рукописное наследие П., ст. метрополитена и др. петерб. объекты. В 1937 Детское Село (быв. Царское Село) переименовано в г. Пушкин. См. также Пушкину А. С. памятники. Лит.: Гордин А., Гордин М. Путешествие в пушкинский Петербург. Л., 1983; Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. "Печальну повесть сохранить...": Об авторе и читателях "Медного всадника". М., 1985; Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л., 1991; Бочаров С. Г., Сурат И. З. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002. Д. Н. Ахапкин, Д. Н. Чердаков. Уважаемые Денис Николаевич и Дмитрий Наилевич! 1. Не стоит ли упомянуть Пушкина А.С. всероссийский музей (о нем есть статья)? 2. Информация о памятниках полностью повторяется в ст. "Пушкину памятники". Либо надо здесь все убрать, оставив только отсылку: "О памятниках П. в СПб. см. ст. Пушкину памятники", либо снять отдельную статью. 3. Кроме того, у Вас пам. во дворе дома на наб. р. Мойки, 12 (1951) - в ст. "Пушкину памятники" 1950; у Вас: "у Египетских ворот (1913, скульп. Л. А. Бернштам, с 1937, первонач. - у здания Лицея)" -в ст. "Пушкину памятники": 1938; статуя - 1912; (в энц. 1992 г. - даты те же, что у Вас). На мои вопросы по эти датам автор ст. Ю.М. Пирютко никак не отреагировал. Просьба ликвидировать разночтение. 4. "смертельно ранен на дуэли в окрестностях СПб. у Черной речки (обелиск...)" - М.б., после слова "обелиск" добавить: "на предполагаемом месте дуэли", т.к. некоторые исследователи, в т.ч. питерские, довольно аргументировано оспаривают, что дуэль произошла именно на этом месте. С уважением. Ред. И.С. Ряховская Редактору: Информация о памятниках (В СПб. пам. П. установлены на Пушкинской ул. (1884, скульп. А. М. Опекушин, арх. Н. Л. Бенуа, А. С. Лыткин), во дворе дома на наб. р. Мойки, 12 (1951, скульп. Н. В. Дыдыкин, арх. Н. А. Медведев) и пл. Искусств (1957, скульп. М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров); в г. Пушкин - в быв. саду Лицея (1900, скульп. Р. Р. Бах) и у Египетских ворот (1913, скульп. Л. А. Бернштам, с 1937, первонач. - у здания Лицея);) полностью исключена. Она, конечно, не нужна, раз есть отдельная статья. Оставлена только отсылка к соответствующей статье. Что касается разночтений, то Ю. М. Пирютко виднее. Мы не специалисты по истории архитектуры и пользуемся в данном случае общеизвестными справочниками. Добавлено (жирным шрифтом) "на предполагаемом месте дуэли", как Вы просите. О Пушкина А.С. всероссийском музее добавьте, если считаете нужным. Не очень ясно, правда, в какой форме это сделать. Этого музея как чего-то отдельного не существует. Он просто объединяет все мемориальные музеи-квартиры Пушкина и ряд мемориальных квартир других писателей. На Ваше усмотрение. Д. Н. Чердаков. 2295 СПБ
 
Годы жизни
1799-1837
 
Год рождения
1799
 
Год смерти
1837