|
Наименование
Длинных курганов культура
Текст
ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА. В сер. I тыс. н. э. на обширной терр., охватывающей басс. Псковского оз., рр. Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чагодощи, распространяется новая культура. Она выделяется своими погребальными пам. в виде длинных курганов. Поселения представлены небольшими неукрепленными селищами, расположенными неподалеку от могильников. На терр. Лен. обл. эта культура известна в басс. верх. течения р. Луга и в басс. р. Чадогощь, где могильники с длинными курганами и сопками второй пол. I тыс. н. э. располагаются чересполосно, в характерных для них ист. ландшафтах. Раскопки проводились с нач. ХХ в. (А.А. Спицын у дер. Замошье, С.С. Гамченко у дер. Ситенка), систематические разведки – в кон. 1920-х (Н.Н. Чернягин, Г.П. Гроздилов, П.Н. Шульц). В 1970–1990-х Сев.-зап. археол. экспедиция ЛГУ осуществила разведки и раскопки могильников Д. к. к. в Лужском р-не (дер. Рапти-Наволок, Г.С. Лебедев, 1971; дер. Естомичи, С.Л. Кузьмин, 1995). Длинные курганы – невысокие валообразные насыпи от 10-12 до 100 м длиной, расположенные в одних могильниках с круглыми курганами полусферической формы. Каждая насыпь содержит неск., иногда десятки захоронений. После кремации умерших остатки сожжений помещались в разл. местах насыпи: в ямках или на погребальных площадках в основании, в погребальных урнах, берестяных туесках, прямо на поверхности. Немногочисл. находки (бронзовые «бляшки-скорлупки» и колпачкообразные бляшки, поясные пряжки, ножи, глиняные пряслица, синие стеклянные бусы, кам. кресала, лепные глиняные сосуды) позволяют датировать наиб. ранние погребения V в., самые поздние – IX–X вв., когда они сменяются древнерус. курганными могильниками. Обычно могильники и селища располагаются в стороне от кр. рек и водоемов, на песчаных возвышенностях в сухих боровых лесах, при дорогах. Основу деятельности населения составляло комплексное лесное х-во и подсечное земледелие с использованием огня и ручных орудий обработки земли. В науч. литературе длинные курганы связывали как со славянами, так и с дославянским нас. Благодаря трудам акад. В.В. Седова утвердилась мысль о создании этой культуры первой волной славянских переселенцев из областей Ср. Повисленья. В ее состав были включены балты, пришедшие вместе со славянами, и местное прибалт.-фин. нас.
Лит.: Спицын А.А. Раскопки 1910 г. в Лужском уезде С.-Петербургской губернии // Известия Археологической комиссии. Вып. 53. Пг., 1914. С. 89; Лебедев Г.С. Длинные курганы Верхнего Полужья // Краткие сообщения Института археологии. 1974. № 139. С. 69-73; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 78-99; Лесман Ю.М. Памятники культуры длинных курганов в Лужско-Оредежском междуречье // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 33-37; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 211-217. К.М. Плоткин ПерсоныПерсона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Персона
Роль
Персона
Роль
ГеографияНаселенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
Населенный пункт, улица
БиблиографияИсточник библиографии
Страницы источника библиографии
С. 69-73
Источник библиографии
Страницы источника библиографии
С. 78-99
Источник библиографии
Страницы источника библиографии
С. 33-37
Источник библиографии
Страницы источника библиографии
С. 211-217
Источник библиографии
Страницы источника библиографии
С. 89
Количество знаков (норма)
3000
Состояние статьи
|