1 2 3
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Религия. Церковь // Монастыри //

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА (пл. Александра Невского, 1), муж. монастырь во имя Пресвятой Троицы и св. Александра Невского. Осн. в 1710 царем Петром I при впадении р. Черной (ныне Монастырка) в Неву в память о победе князя Александра Невского над шведами в Невской битве 1240. В 1797 получил статус лавры. В 1712-13 построены дерев. Благовещенская ц. и кельи. В 1715 началось возведение всего ансамбля из кирпича (арх. Д. Трезини).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

АНДРЕЕВСКИЙ СОБОР, собор Св. апостола Андрея Первозванного (Большой просп. В. О., 21-23), пам. архитектуры 18 в. Построен в 1764-68 (арх. А. Ф. Вист, А. А. Иванов) в стиле, переходном от барокко к классицизму, на месте одноим. дерев. церкви (1729-32, арх. Дж. Трезини), иконостас к-рой перенесен из домовой церкви князя А. Д. Меншикова. В 1744 эта церковь стала собором. В 1740-45 рядом с ней выстроена теплая кам. ц. Трех святителей (арх. Дж. Трезини).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Благовещения Пресвятой Богородицы (8-я линия В. О., 67), пам. архитектуры барокко. Кам. 2-этажная церковь сооружена в 1750-72 на средства купцов И. С. и И. И. Чиркиных (арх. неизв.). Нижний (теплый) храм - во имя Благовещения, верхний (холодный) - во имя Воскресения Словущего (с 1796 Крестовоздвиженский).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

БОРИСА И ГЛЕБА ЦЕРКОВЬ, ц. Св. благоверных князей Бориса и Глеба (Синопская наб., в створе просп. Бакунина), построена в 1869-82 в рус.-визант. стиле (арх. М. А. Шурупов, отделка - арх. С. А. Шестаков) на средства петерб. купцов-хлеботорговцев Калашниковской биржи в память о "чудесном спасении" имп. Александра II при покушении Д. В. Каракозова (1866).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Введенская ул., угол Б. Пушкарской ул.), сооружена в 1793-1810 (арх. И. М. Лейм) в стиле классицизма на месте одноим. дерев. церкви (1732) и соседней кам. церкви Тихвинской Божией Матери (1763-66). Первонач. имела Тихвинский и Ильинский приделы и дерев. колокольню. До 1838 В. ц. принадлежала воен. ведомству, затем стала приходским храмом.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВВЕДЕНСКИЙ СОБОР, собор Введения во Храм Божией Матери (Загородный просп., сквер между д. 45 и 47), полковая церковь (с 1913 собор) л.-гв. Семеновского полка, построена в 1837-42 в рус.-визант. стиле (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Владимирской Божией Матери (Владимирский просп., 20), пам. архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму. Построена на "торговой пл." в 1761-69, предположительно, по плану арх. П. А. Трезини на месте одноим. дерев. церкви (1747). Пятиглавый храм включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В 1791 арх. Дж. Кваренги закончил постройку 2-ярусной отдельно стоящей колокольни.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ (Вознесенский просп., 34-а), пам. архитектуры. Сооружена в 1755-69 (арх. А. Ф. Вист и А. Ринальди) в стиле, переходном от барокко к классицизму, на месте одноим. дерев. храма (1728-29, арх. И. К. Коробов), при к-ром до 1746 существовало кладбище. В 1787 освящена колокольня, в 1796 - часовня Св. Иоанна Воина. Иконы написал худ. М. Л. Колокольников. Святынями В. ц. были иконы Св. Иоанна Воина и Божией Матери "Утоли моя печали".
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО СОБОР, Воскресенский собор, Смольный собор, Собор всех учебных заведений (пл. Растрелли, 1), пам. архитектуры барокко. Возведен в 1748-57 как соборный храм Смольного мон. (арх. Ф. Растрелли), в 1762 начата отделка (арх. Ю. М. Фельтен, не завершена). Ниж. часть здания, расчлененная на 2 яруса, увенчана высоким световым барабаном, к к-рому примыкают 4 звонницы. Вся композиция отличается необыкновенной пластичностью и создает впечатление устремленности ввысь.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (наб. Обводного кан., 116), пам. архитектуры. Возведена Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в 1904-08 по проекту арх. Г. Д. Гримма при участии арх. Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна в "рус. стиле" с элементами модерна на месте одноим. дерев. храма, перенесенного в 1894 с Николаевской ул. В 1914 завершена отделка фасадов.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Св. великомученика Димитрия Солунского (Лиговский просп., 6 ), сооружена в 1861-65 в визант. стиле (арх. Р. И. Кузьмин) на средства предпринимателя Д. И. Бенардаки для нужд греч. общины СПб. Иконостас, иконы, паникадило изготовлены в Греции, орнаментальная роспись - худ. П. М. Шамшин и К. Л. Брамсон. 3-придельная ц. с большим световым барабаном и со звонницей вмещала 1 тыс. чел. В крипте находилась усыпальница семьи Бенардаки.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ДУХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Сошествия Св. Духа (Большеохтинский просп., 3), сооружена на Большой Охте в 1838-44 в стиле позднего ампира (арх. неизв.) на месте обветшавшей и разобранной ц. Св. Троицы, построенной в 1729-31 (арх. М. Г. Земцов). Здание венчал мощный световой барабан с куполом; фасад украшал 4-колонный портик дорич. ордера, отдельно стоявшая 4-ярусная колокольня являлась архит. доминантой р-на. Иконостас выполнен охтинскими резчиками, иконы взяты из прежнего храма.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Царском Селе (г. Пушкин, Садовая ул., 2-а), пам. архитектуры "аннинского барокко". Сооружена в 1734-36 (арх. М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка) близ Екатерининского дворца на месте сгоревшей дерев. Благовещенской ц. Однокупольная базилика с колокольней украшена по фасаду пилястрами. Отделка З. ц. завершена в 1747. В 1772-73 возведен мраморный портик (арх. В. И. Неелов), в 1865-66 переделаны купол и колокольня (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ИЛИИ ПРОРОКА ЦЕРКОВЬ, ц. Св. пророка Илии на Пороховых (ш. Революции, 75), пам. архитектуры классицизма, сооружена в 1781-85 (арх. неизв.) на месте одноим. дерев. церкви для рабочих Охтинского порохового з-да (1742-43, арх. И. Я. Шумахер). Храм решен в виде ротонды, увенчанной куполом, с С. и Ю. имеет лоджии с колоннами. Иконы написал худ. К. Христинек. В 1805-06 с З. пристроена кам. Александро-Невская ц. с 3-ярусной колокольней (арх. Ф. И. Демерцов).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Монастыри //

ИОАННОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный женский (наб. р. Карповки, 45), заложен о. Иоанном Кронштадтским в 1900 во имя преподобного Иоанна Рыльского как подворье Иоанно-Богословской жен. общины в с. Сура на его родине. С 1903 самостоят. монастырь. Массивный 3-придельный 5-купольный собор Двунадесяти апостолов (1900-02, арх. Н. Н. Никонов) выстроен в визант. стиле и облицован разноцветным кирпичом. Иконы исполнил худ. Ф. К. Платонов.
1 2 3