1941 - 1945

 
1 2 3 4
История города // 1941 - 1945 //

АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ОБСТРЕЛЫ 1941-44, осуществлялись герм. дальнобойной артиллерией с целью разрушения пром. и воен. объектов Л., а также насаждения паники среди населения во время блокады 1941-44. Производились с 4.9.1941 по 22.1.1944 в осн. из р-нов Урицка (Лигово) и пос. Беззаботный. Всего за этот период огонь по городу вели 44 орудия калибра 203-305 мм и 8 орудий калибра 420-800 мм, выпустившие ок. 150 тыс. снарядов.
История города // 1941 - 1945 //

АЭРОСТАТЫ ЗАГРАЖДЕНИЯ, беспилотные летательные аппараты - полотняные сферы, наполненные водородом, применялись как средство ПВО в июне - нояб. 1941 и с февр. 1942. Поднимались на тросах во время возд. налетов над особо важными объектами на выс. 100-250 м, затрудняя самолетам противника заход на цель. Установку А. з. осуществляли три полка сил ПВО Л., выставлявшие до 300 постов.
История города // 1941 - 1945 //

БАДАЕВСКИЕ СКЛАДЫ, склады им. А. Е. Бадаева (Киевская ул., 5), комплекс дерев. складских помещений, построен в 1914 купцом 1-й гильдии Растеряевым на участке пл. 27 га. После окт. 1917 использовался для хранения запасов продовольствия. В результате налетов герм. авиации 8 и 10.9.1941 на Б. с. сгорело ок. 40 помещений, в к-рых находилось 3 тыс. т муки и 2,5 тыс. т сахара (по действовавшим нормам - запасы на 1-3 дня).
История города // 1941 - 1945 //

БЛОКАДА 1941-44, осада Л. герм. войсками с 8.9.1941 по 27.1.1944 в ходе Вел. Отеч. войны, самая трагич. страница истории города. С выходом герм. войск к Ладожскому оз. на участке Шлиссельбург - Липка и после занятия б. ч. Карельского перешейка финл. войсками сухопутное сообщение Л. с Большой землей было прервано. В окруженном Л. в сент. 1941 оказалось 2 млн 887 тыс. жит., продовольствия имелось на 30-60 сут, остро не хватало топлива.
История города // 1941 - 1945 //

БОМБАРДИРОВКИ 1941-44, действия герм. ВВС против Л. во время блокады 1941-44 с целью разрушения пром., воен. и гражд. объектов. Первый налет на город состоялся 23.6.1941, с 6.9.1941 по 12.11.1943 они производились регулярно. Последний налет произошел 14.5.1944. Самые крупные налеты были 19 и 27.9.1941. Всего за время войны герм. авиация совершила 364 налета на Л. (ПВО города сумела полностью отразить 26 налетов).
История города // 1941 - 1945 //

БОМБОУБЕЖИЩА, специально оборудованные помещения для укрытия населения от бомбардировок и арт. обстрелов. Накануне Вел. Отеч. войны 1941-45 в Л. имелось незначит. число Б., предназначавшихся для высшего парт., сов. и воен. руководства. С июня 1941 началось массовое оборудование Б. в подвалах жил. и производств. зданий, а также стр-во примитивных Б. ("щелей") во дворах, парках и на пустырях.
История города // 1941 - 1945 //

БЫТОВЫЕ ОТРЯДЫ, молодежные добровольч. формирования МПВО, создавались для помощи жителям города во время блокады 1941-44. Первый Б. о. образован в февр. 1942 по инициативе Приморского РК ВЛКСМ из молодых работниц пр-тий Петрогр. стороны. В составе Б. о. постоянно работали ок. 1 тыс. чел. (гл. обр. девушки).
История города // 1941 - 1945 //

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, объединение Вооруж. Сил СССР в ходе Вел. Отеч. войны 1941-45, действовавшее на терр. Ленингр. и Новгородской областей.
История города // 1941 - 1945 //

ВОСЬМАЯ АРМИЯ, объединение Вооруж. Сил СССР. Сформирована в окт. 1939 в Ленингр. ВО. 22.6.1941 находилась на гос. границе по течению р. Неман, включала 10-й, 11-й стрелк., 12-й механизир. корпуса, 9-ю противотанк. бригаду, др. части. Действовала в составе Сев.-Зап., с 14.7.1941 - Северного, с 27.8.1941 - Ленингр., с 9.6.1942 - Волховского, с 15.2.1944 - вновь Ленингр. фронтов. В сент. - нояб. 1941 обороняла Ораниенбаумский плацдарм, с янв. 1942 на Мгинском направлении.
История города // 1941 - 1945 //

ВТОРАЯ УДАРНАЯ АРМИЯ, объединение Вооруж. Сил СССР. Сформирована в дек. 1941 на Волховском фронте для наступат. действий с целью прорыва блокады. В янв.-июле 1942 в ходе Любанской наступат. операции была окружена и разбита. Летом 1942 переформирована. Участвовала в 3-й Синявинской операции, играла гл. роль в действиях Волховского фронта при прорыве блокады (янв. 1943). В февр. - апр. 1943 оборонялась южнее Шлиссельбурга, с мая в резерве Ленинградского фронта.
История города // 1941 - 1945 //

ГОЛОД 1941-42, одно из самых трагич. бедствий в истории СПб. Г. возник во время блокады 1941-44. Накануне войны в Л. не было значит. запасов продовольствия, фактически город снабжался "с колес". С нач. войны ранее действовавшая система прод. снабжения города была полностью расстроена. 18.7.1941 в Л. введена нормированная система распределения осн. продуктов питания по карточкам продовольственным.
История города // 1941 - 1945 //

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ АРМИЯ, сформирована в мае 1941 в Ленингр. ВО в составе 19-го, 50-го стрелк., 10-го механизированного корпусов, 27-го, 28-го укрепл. р-нов, др. соединений и частей. Располагалась на гос. границе СССР с Финляндией от Финского зал. до Ладожского оз. С 24.6.1941 в составе Сев., с 23.8.1941 - Ленинградского фронта. В июне - июле 1941 разбита финл. войсками и отброшена к линии Сестрорецк - Белоостров - Лемболово.
История города // 1941 - 1945 //

ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ, один из самых трагич. символов блокады 1941-44 - записная книжка ленингр. школьницы Татьяны Николаевны Савичевой (1930-44), жившей на 2-й линии В.О., 13, в к-рой она в дек. 1941 - мае 1942 фиксировала даты гибели своих родственников во время голода 1941-42 (напр., запись на букву "б" - "бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.").
История города // 1941 - 1945 //

"ДОРОГА ЖИЗНИ" единств. транспортная коммуникация, связывавшая Л. со страной во время блокады 1941-44. Организована в сент. 1941, проходила по линии: Л. - Всеволожск - ст. Ладожское оз. и порт Осиновец, далее по Ладожскому оз.: в навигацию - водным транспортом на Кобону (35 км) и Н. Ладогу (135 км), в ледостав - автомоб. транспортом на Кобону и далее до ст. Войбокало.
История города // 1941 - 1945 //

"ДОРОГА ПОБЕДЫ", врем. ж.-д. линия Поляны - Шлиссельбург протяженностью 33 км. Проложена 20.1-6.2.1943 после прорыва блокады вдоль юж. берега Ладожского оз., являлась гл. коммуникацией Л. до снятия блокады в 1944. Включала врем. мост через Неву дл. 1300 м. Проходила в 3-5 км от линии фронта, просматривалась и обстреливалась противником (железнодорожники называли ее "Коридор смерти"). Движение поездов осуществлялось по ночам.
1 2 3 4