КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА

 
1 2 3 4 5 6
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ (Вознесенский просп., 34-а), пам. архитектуры. Сооружена в 1755-69 (арх. А. Ф. Вист и А. Ринальди) в стиле, переходном от барокко к классицизму, на месте одноим. дерев. храма (1728-29, арх. И. К. Коробов), при к-ром до 1746 существовало кладбище. В 1787 освящена колокольня, в 1796 - часовня Св. Иоанна Воина. Иконы написал худ. М. Л. Колокольников. Святынями В. ц. были иконы Св. Иоанна Воина и Божией Матери "Утоли моя печали".
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО СОБОР, Воскресенский собор, Смольный собор, Собор всех учебных заведений (пл. Растрелли, 1), пам. архитектуры барокко. Возведен в 1748-57 как соборный храм Смольного мон. (арх. Ф. Растрелли), в 1762 начата отделка (арх. Ю. М. Фельтен, не завершена). Ниж. часть здания, расчлененная на 2 яруса, увенчана высоким световым барабаном, к к-рому примыкают 4 звонницы. Вся композиция отличается необыкновенной пластичностью и создает впечатление устремленности ввысь.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ХРАМ ("Спас на крови") (наб. кан. Грибоедова, 2а), храм-памятник, построен в 1883-1907 [арх. А. А. Парланд, архимандрит Игнатий (Малышев)] за счет казны и на частные пожертвования на месте смертельного ранения имп. Александра II (см. Первое марта 1881) - отсюда нар. назв. "Спас на крови". Девятиглавый храм, вмещающий 1600 чел., исполнен в формах моск. зодчества 16-17 вв., отличается сложным живописным силуэтом, богатейшим мозаичным убранством.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (наб. Обводного кан., 116), пам. архитектуры. Возведена Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в 1904-08 по проекту арх. Г. Д. Гримма при участии арх. Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна в "рус. стиле" с элементами модерна на месте одноим. дерев. храма, перенесенного в 1894 с Николаевской ул. В 1914 завершена отделка фасадов.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЦЕРКОВЬ, церковь великомученика Георгия Победоносца (Московское ш., 3), храм-памятник 50-летию победы в Вел. Отеч. войне 1941-45, сооружен на пожертвования горожан и пр-тий СПб. в 1994-95 (арх. С. В. Любимов, П. Л. Зыков, Е. Ф. Шаповалова) в парке на Средней Рогатке, где в 1941-44 проходил передний край обороны города. Г. П. ц. - 1-й храм, сооруженный в СПб. после 80-летнего перерыва.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ГОЛЛАНДСКАЯ ЦЕРКОВЬ реформатская (Невский просп., 20), пам. архитектуры классицизма. Сооружена в 1831-34 (арх. П. П. Жако). Фасад оформлен коринфским портиком с горельефом в тимпане и лат. надписью на фронтоне (утрачена). Круглый в плане церк. зал на 2-м этаже, вмещавший 400 чел., украшен парными колоннами коринфского ордера. Лепку исполнил И. Балин, роспись свода - Васильев. К зданию Г. ц. примыкали два флигеля с магазинами и квартирами.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Св. великомученика Димитрия Солунского (Лиговский просп., 6 ), сооружена в 1861-65 в визант. стиле (арх. Р. И. Кузьмин) на средства предпринимателя Д. И. Бенардаки для нужд греч. общины СПб. Иконостас, иконы, паникадило изготовлены в Греции, орнаментальная роспись - худ. П. М. Шамшин и К. Л. Брамсон. 3-придельная ц. с большим световым барабаном и со звонницей вмещала 1 тыс. чел. В крипте находилась усыпальница семьи Бенардаки.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ, храмы в домах частных лиц, дворцах, зданиях гос., воен. и обществ. учреждений, уч. заведений, тюрьмах и пр. Первые Д. ц. появились в СПб. при царе Петре I: в 1711 - во дворце царевны Натальи Алексеевны, в 1715 - в Мор. госпитале; их активно открывали при имп. Екатерине II: в 1764 - при Смольном институте, в 1765 - при АХ, в 1781 - при Градских богадельнях, в 1788 - при Воспитательном доме.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ДУХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. Сошествия Св. Духа (Большеохтинский просп., 3), сооружена на Большой Охте в 1838-44 в стиле позднего ампира (арх. неизв.) на месте обветшавшей и разобранной ц. Св. Троицы, построенной в 1729-31 (арх. М. Г. Земцов). Здание венчал мощный световой барабан с куполом; фасад украшал 4-колонный портик дорич. ордера, отдельно стоявшая 4-ярусная колокольня являлась архит. доминантой р-на. Иконостас выполнен охтинскими резчиками, иконы взяты из прежнего храма.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР в Царском Селе, построен в 1835-40 на Соборной пл. "в рус.-визант." стиле (арх. К. А. Тон). В 1851-52 освящены боковые приделы. Вмещал 2 тыс. чел. Фасады 5-главого здания были завершены закомарами и прорезаны небольшими полуциркульными окнами, вход оформлен перспективным порталом. Образа гл. иконостаса исполнили худ. Ф. А. Бруни, А. Е. Егоров, Ф. П. Брюлло и др. Алтарь украшали религ. картины: "Распятие" А. Ван-Дейка и "Мадонна во славе" П. Веронезе.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ЕКАТЕРИНЫ СВЯТОЙ КОСТЕЛ (Невский просп., между домами 32 и 34), пам. архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект). Расположенное в глубине участка монументальное, крестообразное в плане здание, вмещавшее до 2,5 тыс. чел., увенчано мощным куполом. Гл. фасад оформлен арочным порталом, опирающимся на свободно стоящие колонны.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ЗАХАРИИ И ЕЛИЗАВЕТЫ ЦЕРКОВЬ при Кавалергардском полку (Захарьевская ул., 22), пам. архитектуры. Первая кам. церковь выстроена на этом месте в 1752-53 для персонала придворной канцелярии. С 1803 полковой храм Кавалергардского полка. В 1856-58 перестроена, тогда же возведена колокольня (арх. К. К. Циглер). В 1897-99 храм вновь капитально перестроен (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Царском Селе (г. Пушкин, Садовая ул., 2-а), пам. архитектуры "аннинского барокко". Сооружена в 1734-36 (арх. М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка) близ Екатерининского дворца на месте сгоревшей дерев. Благовещенской ц. Однокупольная базилика с колокольней украшена по фасаду пилястрами. Отделка З. ц. завершена в 1747. В 1772-73 возведен мраморный портик (арх. В. И. Неелов), в 1865-66 переделаны купол и колокольня (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Царском Селе (г. Пушкин, Садовая ул., 2-а), пам. архитектуры "аннинского барокко". Сооружена в 1734-36 (арх. М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка) близ Екатерининского дворца на месте сгоревшей дерев. Благовещенской ц. Однокупольная базилика с колокольней украшена по фасаду пилястрами. Отделка З. ц. завершена в 1747. В 1772-73 возведен мраморный портик (арх. В. И. Неелов), в 1865-66 переделаны купол и колокольня (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //

ИЛИИ ПРОРОКА ЦЕРКОВЬ, ц. Св. пророка Илии на Пороховых (ш. Революции, 75), пам. архитектуры классицизма, сооружена в 1781-85 (арх. неизв.) на месте одноим. дерев. церкви для рабочих Охтинского порохового з-да (1742-43, арх. И. Я. Шумахер). Храм решен в виде ротонды, увенчанной куполом, с С. и Ю. имеет лоджии с колоннами. Иконы написал худ. К. Христинек. В 1805-06 с З. пристроена кам. Александро-Невская ц. с 3-ярусной колокольней (арх. Ф. И. Демерцов).
1 2 3 4 5 6