1 2
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836-1910, СПб.), композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Учился на матем. ф-те Казанского ун-та. В СПб. с 1855, в 1856 дебютировал как комп. и пианист в Университетских концертах. В 1856-62 завязал отношения с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, В. В. Стасовым, стал лидером этого кружка, изв. под назв. "Балакиревский кружок", "Новая рус. муз. Школа", "Могучая кучка".
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Экономика // Персоналия //

БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович (1836, СПб. - 1903, там же), лесопромышленник, меценат, муз. деятель и нотоиздатель, музыкант-любитель. Окончил нем. Реформатское уч-ще (1851), участвовал в любит. квартетах и оркестрах, чл. нем. певч. кружка. С 1880 чл., с 1898 пред. Об-ва камерной музыки (1878-1917). С того же времени устраивал в своем доме (Николаевская, ныне ул. Марата, 50; мем. доска) квартетные собрания, к-рые постепенно переросли в "Беляевские пятницы", проходившие до его кончины.
Наука. Образование // Учебные заведения //

БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ, С.-Петерб. высшие женские (Бестужевские) курсы, первое жен. высшее уч. заведение в России. Открыты в 1878 по инициативе А. Н. Бекетова, Н. В. Стасовой, М. В. Трубниковой, А. П. Философовой, названы по фам. офиц. учредителя и первого дир. проф. К. Н. Бестужева-Рюмина. Помещались на 10-й линии В. О., 31-35, (1873-1909; арх. А. Ф. Красовский, В. Р. Курзанов, В. Н. Пясецкий, Я. К. Хофер) и Среднем просп. В. О., 41-43 (1913-14; арх. В. П. Цейдлер).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Наука. Образование // Персоналия //

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833, СПб. - 1887, там же), ученый-химик, композитор. Окончил МХА (1856), д-р медицины (1858), проф. (1864), зав. кафедрой химии (1874), акад. МХА (1877); экспериментатор и теоретик, автор св. 40 науч. трудов и открытий. Один из организаторов и проф. (до 1885) Жен. врачебных курсов (1872-87). Получил домашнее муз. образование, с 1862 брал уроки муз. композиции у М. А. Балакирева, стал чл. "Могучей кучки", разделял ее эстетич. воззрения.
Медицина. Здравоохранение // Научно-исследовательские и учебные учреждения и организации //
Наука. Образование // Учебные заведения //

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ (ВМА) (ул. Акад. Лебедева, 6), уч. заведение, готовящее врачей для Вооруж. Сил, уникальный науч. и леч. центр. Осн. в 1798 как Петерб. мед.-хирургич. академия (МХА) на базе мед.-хирургич. уч-ща. В 1808 возведена в ранг "первых уч. заведений империи" и стала именоваться Императорской; звание акад. МХА (ВМА) давало права, обязанности и привилегии членов АН. С 1881 совр. назв.; с 1935 до нач. 1990-х гг. носила имя С. М. Кирова.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

КРАСНОАРМЕЙСКИЕ УЛИЦЫ 1-я - 13-я (до 1923 1-12-я Роты и Заротная ул.). 1-7-я К. у. - между Московским и Измайловским проспектами, 8-9-я, 11-я и 13-я - между Измайловским и Лермонтовским проспектами, 10-я и 12-я - между Измайловским просп. и Дровяной ул. Проложены в 1739-43 на терр. слободы л.-гв.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЛИТВИН Фелия Васильевна (наст. имя и фам. Франсуаза-Жанна Шютц, по мужу Литвинова) (1861, по др. данным, 1863, СПб. - 1936), артистка оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог, солистка Е. И. В. (1903). Детство провела в СПб. в доме деда, стоявшем на месте Консерватории. Пению училась в Париже у Барт-Бандералли, затем у П. Виардо-Гарсия. Дебютировала в 16 лет в парижском зале "Плейель", пела в театрах Европы и Америки. В 1890 дебютировала на сцене. моск.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881, СПб.), композитор. В СПб. с 1849, учился в Петершуле, в 1852-56 в Школе гв. подпрапрапорщиков и кав. юнкеров (ныне Лермонтовский просп. 54), по окончании зачислен в л.-гв. Преображенский полк (вышел в отставку в 1858). В 1856-57 познакомился и сблизился с А. П. Бородиным, М. А. Балакиревым (брал у него уроки композиции), вошел в "Могучую кучку".
Архитектура // Кладбища //
Наука. Образование // Музеи //

НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ (в 1823-76 Новое Лазаревское кладбище, в 1876-1937 Тихвинское кладбище), музейный парк-некрополь, с 1937 в составе Городской скульптуры музея. Пл. 1,2 га. Кладбище создано в 1823, названо по соседнему Лазаревскому кладб. (см. Некрополь 18 века), 2-е назв. - по ц. Тихвинской иконы Божией Матери (1869-73, арх. Н. П. Гребенка; полностью перестроена в 1930-х гг., ныне выставочный зал Музея гор. скульптуры). Входит в состав некрополей Александро-Невской лавры.
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ПИРОГОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, на правом берегу р. Б. Невки, между ул. Акад. Лебедева и М. Сампсониевским просп. Состоит из двух участков: 1-й наименован в 1898 в память Н. И. Пирогова, в 1887-98 входил в состав Арсенальной наб., а в 1979-89 - в состав Выборгской наб.; 2-й с 1887 именовался Сампсониевской наб. (по соседнему Б. Сампсониевскому просп. и ц. Св. Сампсония Странноприимца), а в 1923-79 - наб. Фокина (в честь Н. С. Фокина, организатора молодежного движения на Выборгской стороне).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Софья Петровна (1904, СПб. - 1966, Л.), артистка оперы (меццо-сопрано), нар. арт. СССР (1955). В 1928 окончила Консерваторию у И. В. Ершова и Н. Н. Зайцевой. Участвовала в гастролях Оперной студии консерватории в Зальцбурге (Кащеевна в опере Н. А. Римского-Корсакова "Кащей бессмертный"). В 1928-59 солистка Театра оперы и балета им. С. М. Кирова.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //
Наука. Образование // Персоналия //

РЁРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874, СПб. - 1947), живописец, театр. художник, философ и обществ. деятель. Учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та и в АХ (1893-97) у А. И. Куинджи, акад. (1909). Секр. Общества поощрения художеств (ОПХ, 1901-06). Чл. объединений "Мир искусства" (пред. к-та об-ва в 1910-13) и Союза рус. художников (1903-13), чл.-учредитель Общества имени А. И. Куинджи (1909).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

САНИН (наст. фам. Шенберг) Александр Акимович (1869-1956), актер и режиссер. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1895). С 1888 актер и реж. Об-ва иск-ва и лит-ры, в 1898-02 - МХТ. В СПб. в 1902-11. Актер и реж. Александринского театра (1902-07), открыл в нем этап проф. реж. постановок. Следовал мхатовским принципам ист.-бытовой достоверности, подтвердил репутацию мастера массовых сцен.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

СОБИНОВ Леонид Витальевич (1872-1934), артист оперы (лирич. тенор), камерный певец, театр. деятель, нар. арт. Республики (1923). В 1890-95 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та. Выступал как хорист в труппе М. К. Заньковецкой, пел в хоре ун-та, участвовал в спектаклях Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, где с 1892 начал обучаться пению у А. М. Додонова, на последнем курсе у А. А. Сантагано-Горчаковой.
Топография города // Городская сеть //Переулки //

СОЛЯНОЙ ПЕРЕУЛОК, между ул. Чайковского и ул. Пестеля. В 1-й четв. 18 в. здесь проходил канал, ограждавший терр. Партикулярной верфи. В 1730- х гг. сооружена Пантелеимоновская церковь (ныне д. 17/2а). После переноса верфи на Выборгскую сторону в 1780-х гг. канал засыпан, на месте верфи построены амбары для хранения соли и вина - т. н. Соляной городок (отсюда утвердившееся в 1820-х гг. назв.
1 2