Топография города // Городская сеть //Площади //

КОНЮШЕННАЯ ПЛОЩАДЬ, между Конюшенным пер. и кан. Грибоедова, устроена в 1720-х гг. (назв. с 1739) в связи с сооружением комплекса зданий Конюшенного ведомства (д. 1, 1720-23, арх. Н. Ф. Гербель, перестроен в 1810, арх. Л. Руска, 1817-23, арх. В. П. Стасов). Симметричная композиция фасада, обращенного к К. п., включает ц. Спаса (см. Конюшенного ведомства церковь), соединенную 2-этажными крыльями с боковыми павильонами. На юж. стороне К. п. - здание Конюшенного музея.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Наука. Образование // Музеи //

КУНСТКАМЕРА (от нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей) (Университетская наб., 3), старейший музей России. Осн. в 1714 на базе личных коллекций царя Петра I, приобретенных им во время путешествий в Зап. Европу (помещались в Летнем дворце Петра I). Собрание К. пополнялось отеч. и иностр. материалами и в 1719 было открыто для обозрения в Кикиных палатах.
Топография города // Водоемы и водотоки //Реки //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

МОЙКА (старое назв. Мья; до нач. 18 в. Муя, ижорское - грязная), река в дельте р. Невы. Дл. 4,67 км, шир. до 40 м. Берет начало из р. Фонтанки у Летнего сада. В нач. 18 в. вытекала из болота, находившегося близ Марсова поля. Впадает в Б. Неву. От М. отходят Зимняя канавка и Лебяжий кан., соединяющие ее с Б. Невой.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1738 Большая першпективная дорога, или Большая першпектива, в 1738-1780-х гг. Невская проспективая ул., или Невская перспектива, в 1918-44 просп. 25-го Октября, в память Окт. рев-ции 1917), гл. магистраль СПб., между Адмиралтейским просп. и пл. Александра Невского (дл. 4,5 км), пересекает р. Мойку (Народный мост), кан. Грибоедова (Казанский мост), р. Фонтанку (Аничков мост).
Экономика // Промышленность //

ПАРТИКУЛЯРНАЯ ВЕРФЬ (1-я Невская верфь, Судовой двор), построена в 1715-22 на левом берегу р. Фонтанки, против Летнего сада (терр., ограниченная совр. ул. Пестеля, Соляным пер. и Гангутской ул.) для стр-ва мелких "партикулярных" (частных) судов (арх. Г. Маттарнови, Н. Гербель. Д. Трезини). Имела обводный и внутр. каналы [1718-78(86?)]. Контора П. в. ведала переправами в СПб., Исаакиевским наплавным мостом, пристанями у перевозов. В 1743 дерев. здания П. в. заменены каменными (арх.