Топография города // Городская сеть //Проспекты //

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРОСПЕКТ [во 2-й пол. 18 в. - Адмиралтейская или Большая ул., в 1918-44 - просп. Рошаля, в память участника рев. движения С. Г. Рошаля (1896-1917)], соединяет Дворцовую и Исаакиевскую площади, входит в ансамбль центр. площадей СПб. Проложен как граница быв. Адмиралтейской пл. во 2-й пол. 18 в. по проекту Комиссии о кам. строении СПб. и Москвы под рук. арх. А. В. Квасова.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (наб. Обводного кан., 116), пам. архитектуры. Возведена Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в 1904-08 по проекту арх. Г. Д. Гримма при участии арх. Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна в "рус. стиле" с элементами модерна на месте одноим. дерев. храма, перенесенного в 1894 с Николаевской ул. В 1914 завершена отделка фасадов.
Архитектура // Персоналия //

ГРИММЫ, династия архитекторов, теоретиков, историков иск-ва, педагогов. Давид Иванович Г. (1823, СПб. - 1898, там же), архитектор, представитель эклектизма, мастер "рус.-визант стиля", историк архитектуры Кавказа. Окончил АХ (1848), акад. (с 1855). В 1852-55 отправлен в качестве ее пенсионера за границу. В 1857-63 преподавал в Строит. уч-ще, с 1859 - в АХ (проф. с 1860, ректор архитектуры в 1887-92, поч. ч. с 1892). В 1865-71 архитектор Деп-та водных сообщений, с 1867 чл.-арх.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ЗЕЛЕНИНА БОЛЬШАЯ УЛИЦА, между Малым просп. П. С. и наб. Адмирала Лазарева. Проложена в 1710-х гг. как дорога от Петропавловской крепости к Пороховому заводу, находившемуся при впадении протоки р. Карповки в М. Неву. До 1860 именовалась Б. Зелейной ул. (от "зелье" - порох). В 1801 з-д закрыли и улица стала дорогой на загородный Крестовский остров. В кон. 19 в. по ней пустили конку, в 1920-х гг. - трамвай.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЛЕСНОЙ ПРОСПЕКТ, от ул. Акад. Лебедева до Институтского пер., соединяет р-н Финляндского вокзала с Лесным. Сформировался в 19 в., до 1913 состоял из двух отрезков, разделенных насыпью Финляндской ж. д. с виадуком (1870): 1-й - Нюстадская ул. (от совр. ул. Акад. Лебедева до Нейшлотского пер.), 2-й - Межевая ул. (от совр.
Наука. Образование // Музеи //

ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ МУЗЕЙ Центральный (наб. Обводного кан., 114), осн. в 1979 в здании Дорожного центра науч.-техн. информации и пропаганды (Литейный просп., 62), в 2001 переехал в быв. Дом культуры и техники им. К. Маркса (здание построено в 1896 по проекту арх. Г. Г. фон Голи для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения). В расширенной экспозиции представлены материалы по истории Окт. (быв. Николаевской) ж. д. Музей имеет 25 филиалов на терр. С.-З.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

НАРОДНЫЕ ДОМА, культурно-просветит. учреждения клубного типа, предназначавшиеся гл. обр. для рабочих и ремесленников. Создавались в СПб. с нач. 1880-х гг., как правило, на окраинах, на средства Гор. думы, земств и на пожертвования частных лиц. Нек-рые Н. д. находились в ведении С.-Петерб. попечительства о нар. трезвости. В каждом Н. д. имелся театр.-лекционный зал, б-ка с читальней и чайная, часто при них устраивались воскресные школы для детей и взрослых.