Топография города // Городская сеть //Улицы //

БЕЛИНСКОГО УЛИЦА (до 1923 Симеоновская ул.), между наб. р. Фонтанки и Литейным просп. Названа в честь В. Г. Белинского, прежнее назв. - от Симеона и Анны церкви (д. 6). В 1869-72 арх. Г. И. Винтергальтер построил часовню на углу Моховой ул. (д. 46). В нач. Б. у. (д. 1) и наб. р. Фонтанки (д. 32) - особняк Г. Г. Кушелева-Безбородко (реконструирован в 1853-54, арх. А. И. Штакеншнейдер). В д. 5 (1913, арх. И. П. Володихин, В. Ю. Иогансен) находилась редакция "Петерб. газеты".
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

ДОМА ГОРОДСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, здания, предназначавшиеся для размещения разл. учреждений (комиссий по образованию, воен. призыву; сан., мед. и др.), подчиненных Гор. думе и Гор. управе. 1-й Д. г. у. сооружен на Садовой ул., 55-57 / Вознесенском просп., 40-42 (1904-06, арх. А. Л. Лишневский), его фасады декорированы в стиле позднего эклектизма (см. Историцизм) с использованием элементов модерна, готики и нем. ренессанса.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ, между Владимирской пл. и Московским просп. Проложен в 1740-х гг. по проекту Комиссии о С.-Петерб. строении позади загородных дворов, отведенных в 1-й четв. 18 в. жителям вдоль р. Фонтанки (отсюда назв.). Со 2-й пол. 18 в. застраивался кам. домами. На З. п. находились здания казарм л.-гв. Семеновского полка (дома 46, 48, 50, перестроены), вблизи - Семеновский плац.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ЗЕЛЕНИНА БОЛЬШАЯ УЛИЦА, между Малым просп. П. С. и наб. Адмирала Лазарева. Проложена в 1710-х гг. как дорога от Петропавловской крепости к Пороховому заводу, находившемуся при впадении протоки р. Карповки в М. Неву. До 1860 именовалась Б. Зелейной ул. (от "зелье" - порох). В 1801 з-д закрыли и улица стала дорогой на загородный Крестовский остров. В кон. 19 в. по ней пустили конку, в 1920-х гг. - трамвай.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

КОЛОКОЛЬНАЯ УЛИЦА, между Владимирским просп. и ул. Марата. Проложена в 1740-х гг. по проекту Комиссии о Санкт-Петербургском строении. В сер. 18 в. - Столовая ул., в 1770-х - 1850-х гг. - Басманная ул. Существующее назв. - от колокольни Владимирской церкви.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ЛЕНИНА УЛИЦА, между Сытнинской ул. и Левашовским просп., на Петроградской стороне. До 1923 Широкая ул., в 1956 включила быв. ул. Я. Калинина (до 1923 - Матвеевская ул.). Возникла в 1730-х гг. в слободе Копорского полка, переим. в честь В. И. Ленина.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЛИГОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1956 Лиговская ул.), между ул. Некрасова и Московским просп. Прокладывался с 1891 по трассе Лиговского канала (отсюда назв.). В 18-19 вв. в этом р-не находились ямские слободы, извозчичьи дворы, кабаки, притоны, мелкие ремесл. заведения и пр. Здесь было "дно" города. В сер. 18 в. построена Крестовоздвиженская церковь, в 1760-х гг. - ц. Тихвинской иконы Божией Матери, в 1810-12 - 2-ярусная колокольня, составляющие единый архит. комплекс.
Архитектура // Персоналия //

ЛИШНЕВСКИЙ Александр Львович (1868-1942), архитектор, мастер модерна и неоклассицизма. Окончил АХ (1892), работал на Украине, с 1901 в СПБ. Самое изв. сооружение Л. - Дом гор. учреждений на Садовой ул., 55-57 (1904-06) в стиле модерн - важная градостроит. доминанта. Рациональная планировка и романтич. облик отличают доходные дома на Лиговском просп., 91 и 125, в Прядильном пер., 5, на Малом просп. П. С., 66, Лахтинской ул., 24, Гатчинской ул., 21, Чкаловском просп., 31 (все 1906-14).
Топография города // Городская сеть //Улицы //

САДОВАЯ УЛИЦА (в 1923-44 ул. 3-го Июля, участок от Итальянской ул. до Екатерининского кан. в 1730-х гг. - 1887 - Б. Садовая ул.; участок от наб. р. Мойки до Итальянской ул. в кон. 18 - нач. 19 вв. - М. Садовая ул., с 1887 Садовая ул.), одна из гл. магистралей центр. части СПб., протянулась на 5 км от 1-го Садового моста через р. Мойку до устья кан. Грибоедова.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЧКАЛОВСКИЙ ПРОСПЕКТ, между ул. Красного Курсанта и наб. р. Карповки. Сложился в 18 в. из Порховской ул. (шла до Б. Разночинной ул.) и Геслеровского просп. (от Б. Разночинной ул.; в 1-й пол. 19 в. именовался Зелейной ул., в 1871-1946 - Песочным пер.), к-рые в 1952 объединены в одну магистраль под назв.