1 2
Архитектура // Скульптура, монументы //

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА ("Александрийский столп"), пам. победы в Отеч. войне 1812 на Дворцовой площади. Названа в честь имп. Александра I. Сооружена в 1830-34 (арх. А. А. Монферран).
Экономика // Промышленность //

БЕРДА ЗАВОД, первый частный з-д в тяжелой пром-сти СПб. Осн. в 1792 Чарльзом (Карлом Николаевичем) Бердом (Bird) (1766, Уэстертон, Шотландия - 1843, СПб.), инженером, первонач.
Архитектура // Персоналия //

БЕТАНКУР (Bйthencourt y Mоlina) Августин Августинович (Августин) (1758-1824, СПб.), инж.-механик, строитель, ген.-лейтенант (1809). Выходец из Испании. С 1808 на рос. службе, с 1809 инспектор основанного по его инициативе Ин-та сухопутных и водяных сообщений (открыт в 1810, ныне Путей сообщения университет).
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

ГАЗОСНАБЖЕНИЕ. Первые в России ретортные установки для получения газа появились в СПб. в нач. 19 в. Первоначально газ использовался для освещения. В 1819 на Аптекарском о. впервые зажглись газовые фонари. В 1835 в СПб. учреждено Об-во освещения газом С.-Петербурга, к-рое имело монополию на пром. произ-во и продажу газа. В том же году в р-не Обводного кан. закончено стр-во первого в России газового з-да.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дома жилые //
Архитектура // Архитектурные памятники //Особняки //

ДЕМИДОВА ДОМА (Б. Морская ул., 43-45), памятники архитектуры. Два стоявших на этих участках дома возведены в 1740-х гг. и в 1835-40 перестроены арх. А. А. Монферраном для горнозаводчика П. Н. Демидова. Фасад 3-этажного д. 43 оформлен с применением элементов барокко. Ниж. этаж рустован, верхние украшены пилястрами. Мраморные атланты и кариатиды поддерживают массивный балкон, над к-рым мраморные фигуры Славы держат картуш с гербом владельца (скульп. Т. Жак).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ЕКАТЕРИНЫ СВЯТОЙ КОСТЕЛ (Невский просп., между домами 32 и 34), пам. архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект). Расположенное в глубине участка монументальное, крестообразное в плане здание, вмещавшее до 2,5 тыс. чел., увенчано мощным куполом. Гл. фасад оформлен арочным порталом, опирающимся на свободно стоящие колонны.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ, Большой Зимний дворец (Дворцовая наб., 38), пам. архитектуры барокко (1754-62, арх. Ф. Б. Растрелли). До 1917 гл. имп. резиденция в СПб., предназначенная для офиц. церемоний гос. значения, включавшая парадные, жилые и служебные помещения. Один из крупнейших дворцов Европы. 3-этажное здание, в плане - каре из 4 флигелей с внутр. дворами (длина по фасаду со стороны Невы 137 м, со стороны Гл. Адмиралтейства 106 м, выс. 23,5 м, ок. 1050 помещений).
Литература. Книжное дело // Издательства //

"ЗОДЧИЕ НАШЕГО ГОРОДА", серия книг о выдающихся архитекторах СПб. - Л., выпускалась Лениздатом с 1971.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Городская сеть //Площади //

ИСААКИЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ (в 1923-44 пл. Воровского), одна из центр. площадей СПб., между Адмиралтейским просп. и Мариинским дворцом; ее пересекают р. Мойку, Вознесенский просп. и Б. Морская ул. Имеет форму неправильного 4-угольника, совр. вид приобрела в 1923 после объединения И. п. и Мариинской пл. (от одноим. дворца до Б. Морской ул.). Архит. ансамбль И. п. включает разностильные здания 18 - нач. 20 вв. (от раннего классицизма до модерна).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (Исаакиевская пл., 1), пам. архитектуры позднего классицизма, самый большой храм СПб. Первый дерев. храм, стоявший примерно на месте "Медного всадника", освящен в 1707 в честь преподобного Исаакия Далматского, чья память (30 мая ст. ст.) приходится на день рождения Петра I. В 1712-22 на его месте сооружен кам. храм (арх. Г. И. Маттарнови) в стиле "петровского барокко", отделка к-рого завершилась в 1727. Гл. иконостас вырезал И. П. Зарудный.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г. Земцов), куда была торжественно перенесена икона Казанской Божией Матери (кон. 16 в.). В 1773 в этой церкви венчался цесаревич Павел Петрович; здесь отмечались мн. победы рос. армии. В кон. 18 в. храм получил статус собора.
Архитектура // Архитектурные памятники //Особняки //

ЛОБАНОВА-РОСТОВСКОГО ДОМ (Адмиралтейский просп., 12), пам. архитектуры высокого классицизма. Сооружен в 1817-20 для князя А. Я. Лобанова-Ростовского, раннее произведение арх. А. А. Монферрана. Треугольное в плане здание обращено к Адмиралтейскому просп., Вознесенскому просп. и Исаакиевской пл., являясь важным составляющим элементом ансамбля центр. площадей.
Архитектура // Персоналия //

МОНФЕРРАН (Montferrand) Август Августович (Анри Луи Огюст Леже Рикар) (1786-1858, СПб.), архитектор, действит. статский советник (1858), поч. вольный общник Петерб. АХ. В 1803-13 учился (с перерывами) в Спец. школе архитектуры в Париже. В 1806-14 служил в армии имп. Наполеона I, после его падения вышел в отставку. В 1814 в Париже поднес имп. Александру I альбом со своим архит. проектами и был приглашен в Россию.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МОРСКАЯ БОЛЬШАЯ УЛИЦА (в 1920-93 ул. Герцена, в память А. И. Герцена), от арки Гл. штаба до Крюкова кан. Проложена в нач. 18 в. в Морской слободе (отсюда назв.). Отрезок до Невского просп., застроенный только по левой стороне, до сер. 18 в. являлся частью Б. Луговой ул., шедшей от Миллионной ул. к Невскому просп. В 1760-х гг. застроена его правая сторона.
Архитектура // Скульптура, монументы //

НИКОЛАЮ I ПАМЯТНИК, произведение монументального иск-ва эпохи историцизма, образец необарокко. Открыт 25.6.1859 на Исаакиевской пл. Проект А. А. Монферрана утвержден в мае 1856. В создании монумента участвовали арх. Н. Е. Ефимов, А. А. Пуаро, М. Г. Евреинов. Многоярусный пъедестал сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского порфира и белого итал. мрамора. Конное изваяние (имеет всего 2 точки опоры) отлито из бронзы автором модели, П. К. Клодтом.
1 2