ГОРИЗОНТЫ
 
 

Виды (по шлюзовой части) Мариинского водного пути II округа путей сообщения. 1865г.

Мариинская водная система – искусственная водная магистраль, соединявшая бассейн реки Волги с Балтийским морем в XIX и первой половине XX века.

В начале XIX века выход России к Балтийскому морю и возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути – Вышневолоцкая водная система, Тихвинская и Мариинская.

Планы Мариинской водной системы были разработаны еще Петром I. Начало строительных работ было положено в 1799 году, продолжались они 11 лет под руководством генерал-лейтенанта Ф.П.Деволана. Навигация по новому водному пути началась 21 июля 1810 года.

Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, искусственному Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между бассейном Волги и Онежского озера, затем по Вытегре, Онежскому озеру и Неве (всего около 1100 км). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. Отходящий от Шексны Северо-Двинский канал дал выход через Сухону и Северную Двину к Белому морю. К моменту пуска на системе было возведено 30 деревянных шлюзов.

Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озерам заставили впоследствии проложить обходные каналы. Для своего времени Мариинская водная система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение. Но к началу XX века она уже не удовлетворяла транспортным потребностям страны.

Система получила свое название в честь супруги Павла I Марии Федоровны, финансировавшей строительство.

Длительность плавания от Рыбинска до Санкт-Петербурга составляла 30 дней.

Фотодокументы, представленные в альбоме, относятся к 1865 году. В это время на Мариинской водной системе строились новые шлюзы, углублялись русла рек, исправлялся фарватер, совершенствовались типы судов. Эти мероприятия были призваны увеличить пропускную способность системы. Неизвестный фотограф подробно зафиксировал не только все этапы реконструкции, но и запечатлел удивительную умиротворяющую красоту окрестных мест.

 

 
     
  О ПРОЕКТЕ  ОБ АРХИВЕ