ГОРИЗОНТЫ
 

Русская императорская яхта «Штандарт». 1893-1896 гг.

Прогулки по воде составляли издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Еще правители и богатые люди древнего Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездок. Времена и страны менялись, но привычки оставались постоянными. Российская империя в этом плане была ярким тому подтверждением.

К началу XX века в России имелось 6 императорских яхт для совершения морских поездок. Две яхты – «Штандарт» и «Полярная Звезда» - служили для длительных морских круизов царской семьи. Яхты «Александрия», «Царевна», «Марево» и «Стрела» предназначались для рейдовых поездок, уступая первым двум в габаритах, тоннаже и скорости.

Яхта «Штандарт» была заложена в 1893 году в Копенгагене для императора Александра III. Она стала главной императорской яхтой, на которой августейшая семья нередко путешествовала по Черному морю. По отзывам современников, яхта представляла собой настоящий шедевр кораблестроительного искусства.

Выстроенная из стали, она имела водоизмещение 6000 тонн и являлась наибольшей яхтой в мире, если не считать переоборудованных в яхты пассажирских пароходов. Мореходные качества корабля оценивались как «великолепные», а сама яхта представляла собой вполне океанское судно. Мощный двигатель позволял кораблю развивать большую скорость. «Штандарт» легко преодолевал значительные расстояния и не раз огибал Европу, переходя из Балтики в Черное море.

Во время пребывания на ней императорской семьи яхта превращалась «в плавучий дворец с канцеляриями, управлениями, штабами и множеством придворной прислуги»,- вспоминал офицер Н.В.Саблин, служивший на «Штандарте». Под стать хозяевам была и внутренняя отделка корабля. Она была «выдержана в строгом английском вкусе, никакой позолоты, украшений или лепной работы, но эта простота, этот хороший вкус были и выглядели гораздо богаче всякой роскоши и блеска».

В 1905 г. яхта «Штандарт» была приписана к Морскому гвардейскому экипажу. Экипаж для службы подбирался тщательно. Прошедшие отбор члены команды перед началом своей службы представлялись императорской чете.

После 1917 г. императорская яхта «Штандарт» разделила судьбу многих судов такого класса: в 1933-1936 гг. она была переоборудована в минный заградитель «Марти», который прославился в годы Великой Отечественной войны, обеспечивая надежную защиту Финского залива. От былого великолепия интерьеров не осталось и следа. С 1948 г. корабль назывался «Ока», в 1950-е гг. был переоборудован в плавказарму, а в 1961 г. в плавучую мишень для испытания ракетного оружия. В начале 1960-х гг. сдан на слом.

Мы можем любоваться в настоящее время только фотографиями некогда самой большой яхты в мире, предположительно, сделанными фотографом Junker-Jensen перед спуском яхты в Дании.

 

 
     
  О ПРОЕКТЕ  ОБ АРХИВЕ