Адрес: пер. Нахановича, 4.
Трехэтажное каменное здание, построенное в 1912 г. по заказу Александра Флегонтовича Громова, одного из томских миллионеров. Изначально предполагалось использовать здание только под кинотеатр, поэтому оно имеет характерное для подобных построек планировочное решение: в центральной части располагается большой зрительный зал и сцена. Проект здания в стиле модерн выполнил известный томский архитектор Андрей Иванович Лангер. Он же построил для Громова его знаменитые бани.
1 (14) июня 1914 г. в электротеатре, который получил название «Новый» («Новь»), состоялся первый сеанс. На открытии демонстрировали «наилучшую русскую ленту текущего сезона» – «Женщина завтрашнего дня». Репертуар предлагаемых вниманию публики фильмов был традиционным для того времени – мелодрамы, комедии, фарсы, в период Первой мировой войны – военные хроники и фильмы патриотической направленности. В марте 1919 г. синематограф «Новый» был реорганизован в «Новый театр» (с 1920 г. – городской театр имени т. А.В. Луначарского). Через год театр закрылся на ремонт. Начался долгий период реконструкций и перестроек. 1 декабря 1931 г. томский городской театр торжественно открыл свои двери для жителей Томска. Первый спектакль, комедия Н.В. Гоголя «Ревизор», был закрытым – только для членов пленума томского горкома ВКП(б) и общественных организаций, со 2 декабря – для всех желающих.
В 1935-1936 гг. художественным руководителем городского театра работала известная в Сибири актриса Лина Семеновна Самборская. Литературной частью заведовал опальный драматург Николай Робертович Эрдман, который выпросился в Томск из Енисейска. Для театра автор пьес «Мандат» и «Самоубийца» написал инсценировку романа «Мать» М. Горького, роль Ниловны сыграла сама Л.С. Самборская. Этот и другие спектакли шли с большим успехом – зрители театр любили. В память о работе в Томске выдающегося драматурга на здании в 2011 г. была установлена мемориальная доска.
В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Томск было эвакуировано большое количество промышленных, научных и культурных организаций. В октябре 1941 г. вместе с эвакуированными с запада заводами приехал коллектив Первого Белорусского государственного драматического театра (ныне Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени Академический театр им. Янки Купалы). В 1941-1944 гг. театр восстановил 11 спектаклей прежнего репертуара, создал 14 новых постановок. Минчане дали 870 спектаклей, среди которых особо выделялась знаменитая «Павлинка» Я. Купалы, ставшая визитной карточкой театра.
В мае 1985 г. на здании театра была установлена мемориальная доска в память о работе в годы войны театрального коллектива из Белоруссии.
В апреле 1945 г. в Томск прибыл бывший фронтовой театр им. В.П. Чкалова Горьковской области. Его художественным руководителем был режиссер Московского театра имени Е. Вахтангова, известный поэт Павел Григорьевич Антокольский. У театра не было постоянной приписки, в Томске он был слит с Нарымским театром и частично с Кемеровским, в результате чего появилось новое театральное образование – Томский областной театр им. В.П. Чкалова. Новый театр открылся 30 апреля показом спектакля «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. В здании бывшего синематографа областной драматический театр располагался в течение 25 лет. Репертуар театра был разнообразен: на сцене шли спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков, а также писателей-сибиряков («Угрюм-река» В. Шишкова, «Соль земли» Г. Маркова, «Из племени Кедра» А. Шелудякова, «Университетская роща» Д. Лившица и т.д.). Некоторые театральные постановки годами не сходили со сцены («Миссис Пайпер ведет следствие»). Здесь перед восторженной публикой блистала народная артистка РСФСР Тамара Павловна Лебедева, отдавшая сорок два года жизни областному театру. Музыку для спектаклей писал талантливый томский композитор Сергей Александрович Королев.
В 1950-х гг. была проведена еще одна реконструкция театра, в результате которой был изменён внешний вид здания. Появились пристройки с северной и западной сторон, снесены башни главного фасада с купольным завершением, а также лепнина на фасадах и в интерьере.
В 1977 г. по проекту архитектора Г.И. Аранжереевой на площади Ленина было сдано в эксплуатацию новое здание для Областного театра драмы. После переезда труппы в 1978 г. здание по адресу Нахановича, 4 закрыли на очередной ремонт. С 1986 г. обновленное здание вновь стало одним из центров театральной жизни Томска – в нем начал работу Томский театр юного зрителя (ТЮЗ). Осенью этого года здесь состоялся премьерный показ спектакля «Алтынчеч» по пьесе Н. Воронова. Театр ставил актуальные пьесы, привлекавшие внимание молодёжной аудитории. Постановки ТЮЗа неоднократно получали награды на областном театральном фестивале «Маска».
В 2007 году начался первый за последние полвека капитальный ремонт всего сооружения. Проектную документацию разработал НПЦ «Вогтехпроект». В последующие годы она была дополнена и откорректирована ООО «Генстройпроект». Проект по переоснащению сцены большого зала, световых и звуковых систем разработан в 2011 г. ООО «Система».
21 октября 2011 г. состоялась торжественная церемония открытия малой сцены театра, которая пустовала более 20 лет. Первым спектаклем, сыгранным на обновленной сцене, стал "Ночь Святого Валентина" по пьесе А. Марданя, а первой премьерой – детский спектакль "О-Цуру" по сказке И. Черкашина.
20 апреля 2012 г. состоялось торжественное открытие большой сцены театра после капитального ремонта. Завершилась пятилетняя реконструкция основных помещений ТЮЗа. Открытие сцены отметили премьерой комедии "Женитьба" по пьесе Н.В. Гоголя.
Сегодня театр возглавляют директор В.А. Казаченко и главный режиссер И.В. Ротенберг.
Здание Театра юного зрителя (бывший синематограф «Новый») является вновь выявленным объектом историко-культурного наследия города Томска (решение экспертных комиссий от 06.02.1997 и 29.05.2007).Адрес: пер. Нахановича, 4.
Трехэтажное каменное здание, построенное в 1912 г. по заказу Александра Флегонтовича Громова, одного из томских миллионеров. Изначально предполагалось использовать здание только под кинотеатр, поэтому оно имеет характерно