1820

В типографии Томского губернского правления на великолепной бумаге отпечатан «Кантна возвращение в Томск Его Превосходительства Сибирского генерал-губернатора и кавалера Михайлы Михайловича Сперанского». В нём говорилось:

Торжеств и кротости путями.

Из края в край, как Гений благ,

Протёк Сибири ты странами,

Добром означив каждый шаг.

. . . . . . . . . . . . .

Не лести внемлешь Ты обеты,

Но наших чувств согласный клик:

Будь счастлив Ты несчетнылеты

Сколь милостью Ты к нам велик.

Скорее всего, это отрывок из «Длинной оды», которую написал Алексей Илличевский. Для него Сперанский, по проекту которого был создан Царскосельский лицей, был не только крупным реформатором, но еще и «крестным отцом на ниве образования».

Однако в Томске на этот раз Сперанский так и не побывал. В Петербург он вернулся через Барнаул, Семипалатинск, Омск и Тобольск в феврале 1821 года. Вместе с ним покинул Сибирь и Г.С. Батеньков. Ему предстояло стать производителем дел по ведомству военных поселений вновь созданного Сибирского комитета.

«Быв почти на воле, молод, любим, уважаем, получая около шести тысяч рублей (годового) жалования, - напишет он позже об этом времени, - я летал с места на место, пустился в литературу, в политические толки и рассеявшись в суетности, вовсе почти расстался с математикой, с делами и Сперанским». Осознав, «что поелику революция в самом деле может быть полезна и весьма вероятна, то непременно мне должно в ней участвовать и быть лицом историческим», Батеньков вступил в Северное общество тех, кого впоследствии назовут декабристами.