1850, 25 января

В Томск по тому же Делу о кружке петрашевцев, в котором состоял и Ф.М. Достоевский, в кандалах, был доставлен 26-летний учитель русского языка и географии Феликс Густав Эммануил Толль (1823-1867). Местом ссылки ему определили Керевский винокуренный завод Томской губернии, расположенный на берегу Оби (ныне село Кереевское). Томским гражданским губернатором был тогда знаменитый горный инженер, создатель высококачественной стали П.П. Аносов. Он почитал за честь принимать у себя сосланного в Томск декабриста Г.С. Батенькова и сам «бывал у него запросто». Вот и Толля Аносов встретил радушно: велел полицмейстеру В.М. Любимову снять с него кандалы, угостить «чем богаты» и сопроводить в Керевский острог. Что тот и сделал, присовокупив к обеду «бутылочку сносного хересу».

«Мы помчались, – напишет потом в одном из пяти своих сибирских очерков под общим названием «Два года в К-ком заводе» Толль.– Дорога в острог лежала через весь город: нам попадалось много народа, кланявшегося полицмейстеру и с удивлением смотревшего на сидевшую рядом с ним фигуру в нагольном тулупе, выглядывающем из-под накинутой енотовой шубы и в мерлушковой шапке. О, Сибирь! Вероятно, ни в каком другом городе обширной России градоначальник не решился бы пропарадировать таким образом с человеком, назначенным в каторжную работу. Но в Сибири каторжник тот же человек».

Однако будни Керевского завода в его описании оказались такими же мрачными и зачастую безысходными, как и те, что описаны Достоевским в его «Записках из Мертвого Дома».Говоря словами Толля, в своих очерках «как моралист, он мог собрать обильную жатву знаний для нравственной патологии общества. Как художник, он получил в распоряжение целые альбомы образов и событий. Как общественный деятель, он имел под рукою материалы для изучения всех сторон нашего общества».

В 1861 г. «Сибирские очерки» были изданы в С.-Петербурге. Они поставили его в ряд «литераторов-праведников».