Антокольский Павел Григорьевич (1896-1978), режиссер, Горьковского театра драмы, эвакуированного в Томск. Летом 1945 года он ставил на томской сцене «Ромео и Джульетту». «Кроме того, в театре уже шли две мои постановки: «Лес» Островского и «Женитьба Фигаро» Бомарше», – напишет он позже. Однако не только режиссурой запомнился томичам известный поэт, драматург и переводчик Антокольский. Он ввёл в спектакль стихотворный пролог, посвященный юноше, павшем смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны. Столь неожиданное соединение эпох, стран, событий помогало зрителям почувствовать, какие же это планетарные чувства – любовь, верность, мужество.
Именно так воспринял и пролог, и сам спектакль семнадцатилетний асиновский паренек, ставший впоследствии известным краеведом, автором многочисленных сталей и очерков о жизни писателей и художников, книг «Цыганово», «Путь на Кушлу», «Истоки», «У истоков творчества» (о Г.М. Маркове) Геннадий Иванович Игнатов (1928-2011):«Праздничное убранство, прожектора, приглушенный голос зала. Но вот на сцене перед занавесом возникает человек. Это поэт Антокольский. С большим эмоциональным накалом прочитал он отрывок из своей поэмы «Сын». Потом занавес раздвинулся, и глазам открылась солнечно освещенная земля Италии. Сцену заполнили молодые красивые люди в великолепных костюмах. Пылкая любовь двух юных сердец разбивается о жестокую вражду двух семейных кланов. И стало ясно, что хотел сказать поэт, предваряя драму поэтическим вступлением. Смерть во имя любви – это подвиг, так же как смерть и во имя Родины. Я был буквально потрясен увиденным и услышанным».
В Томске Антокольский много и напряженно работал. Здесь родились его стихи, посвященные директору Научной библиотеки ТГУ Вере Николаевне Наумовой-Широких, дочери писателя Н.И. Наумова.
В 1946 году за поэму «Сын» Павел Антокольский был удостоен Сталинской премии.