О томской классике

Не каждая сибирская область имеет свою литературную классику:ведь все они, области, разного возраста. Наша Томская область в литературном отношении выделилась давно, ещё с середины XIX века. Томск – второй по возрасту губернский центр Сибири – соревновался с Иркутском, который на полвека всё-таки моложе, и в Томске начался новый период литературной истории, связанный с группой Молодая Сибирь.

У начала новой сибирской прозы – томичи Иван Кущевский и Николай Наумов. Они ввели в литературу русской провинции демократических героев и новую стилистику. По их книгам мы узнаём много важного, и порой забытого, из жизни сибиряков позапрошлого века, но и в художественном отношении книги их не устарели.Георгия Гребенщикова и Вячеслава Шишкова, друзей в начале творческого пути, историческая судьба развела далеко: Гребенщиков, автор первой, по художественному уровню, сибирской областной эпопеи, умер беженцем в Америке, Шишков – лауреатом Сталинской премии. «Чураевы» и «Угрюм-река» – это бесспорная классика, общерусская, а не только сибирская, на уровне лучших образцов этого жанра,вевропейской традиции названного «романом-рекой».В этом жанре, но идеологически в ином ключе, написаны основные романы Георгия Маркова и первый из них, напечатанный в серии «Томская классика», – «Строговы». Это роман о коренном переломе в крае, в семейном и в экономическом укладах.

Понятно, включённые в серию романы и рассказы не могут быть одного уровня, дорого как раз их своеобразие. Но замечательно, при их различии, что все они несут в себе сибирский колорит, печать времени и места. Это надо сказать в первую очередь о совершенно непохожих прозаиках – Виле Липатове и Владимире Колыхалове. Оба выразили опыт своего поколения, психологию советской молодёжи, но с разных сторон и с разной степенью драматизма. И совсем уж разные мастера слова – Мария Халфина и Виктор Колупаев. Оба достигли широкой известности, она – всесоюзной, он – даже мировой, и оба имени знаковы для Сибири и, в особенности, для Томской области. Таким наследием можно и нужно гордиться.

Издание этих 9-ти книг говорит о том, что Томск – особый город, даже уникальный по внутреннейуплотнённости культуры. Наверно, было бы странно, если бы город вузов и науки только этим и отличался и не имел бы успехов в других областях творчества. Нет, Томск знают, и не только сибиряки. В XXI век город вошёл с большим заделом, выход томов «Томской классики»– тому свидетельство. Тут нельзя не сказать и об авторитете Томской писательской организации, выступившей с инициативой издания, и о готовности областной администрации откликнуться поддержкой, прежде всего, финансовой, да и моральной.

Такой праздник книги – абсолютная новость и в 400-летней истории Томска, и в 200-летней истории Томской губернии, и в 70-летней истории нашей области. Кто осмелится сказать нам, что Сибирь – это задворки, медвежьи углы, дремотная жизнь? Нам есть что предъявить, есть чем гордиться. Несомненно, это достояние поколений сибиряков и вклад в общерусскую копилку. Издания книги томичейвсё чаще выходят в столичных издательствах, бросаются в глаза на книжных полках всей России. Это значит, что Сибирь уже сказала своё слово и, несомненно, скажет ещёболее веское.