История переименований:

Михайловская пл. 1834 - нач. 1920-х гг.
пл. Лассаля нач. 1920-х гг. - 26 сентября 1940
пл. Искусств с 26 декабря 1940
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //
пл. Искусств

АНИКУШИН Михаил Константинович (1917-1997, СПб.), скульптор, д. ч. АХ СССР, нар. худ. СССР (1963), пред. правления Ленингр. отд. Союза художников (1962-72, 1986-90), Герой Соц. Труда (1977), Поч. гражданин СПб. (1997). Учился в АХ (1937-41, 1945-47) у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева; преподавал там же с 1947. Предст. традиционализма в сов. школе скульптуры.
Архитектура // Персоналия //
пл. Искусств

БАРАНОВ Николай Варфоломеевич (1909-1989), архитектор, нар. арх. СССР (1972), д. ч. АХ СССР (1979). Окончил ИГИ (1931) и АХ (1934). В 1938-51 гл. архитектор Л. В годы войны и блокады Б. занимался вопросами обороны города.
Архитектура // Градостроительство //Планы //
пл. Искусств

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ЛЕНИНГРАДА. Один из первых проектов планировки СПб. относится к 1709-12.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
пл. Искусств

ИНЖЕНЕРНАЯ УЛИЦА, между кан. Грибоедова и пл. Белинского. Назв. получила в 1823 после размещения в Михайловском замке Гл. инж. уч-ща. Проложена в процессе создания арх. К. И. Росси в 1819-30-х гг. ансамбля Михайловской пл. (ныне Искусств площадь). Центр ансамбля - Михайловский дворец (д. 4). Соседний д. 2/2 пристроен к нему в 1914-19 как выставочный корпус (арх. Л. Н. Бенуа, С. О. Овсянников). Д. 4 сооружен в 1900-11 для размещения этногр. коллекции Рус. музея (арх. В. Ф. Свиньин).
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Городская сеть //Площади //
пл. Искусств

ИСКУССТВ ПЛОЩАДЬ [в 1834-1918 Михайловская пл., в 1918-40 - пл. Лассаля, в память герм. социалиста Ф. Лассаля (1825-64)], между Инженерной и Итальянской улицами, создана в связи с постройкой Михайловского дворца, составляет единый ансамбль с Михайловской улицей. Прямоугольная в плане И. п. застроена зданиями, фасады к-рых разработаны арх. К. И. Росси в ансамбле с Михайловским дворцом.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
пл. Искусств

ИТАЛЬЯНСКАЯ УЛИЦА (в 1871-1919 Б. Итальянская ул., в 1919-91 ул. Ракова), между кан. Грибоедова и р. Фонтанкой. Названа по Итал. дворцу, находившемуся в 18 в. в этом р-не, др. назв. получила в память участника рев. движения А. С. Ракова (1885-1919). Проложена в 1-й пол. 18 в. Левая сторона улицы частично граничит с Искусств площадью.
Архитектура // Персоналия //
пл. Искусств

КАТОНИН Евгений Иванович (1889–1984), архитектор, художник-график, акад. архитектуры Украины (1956). Окончил АХ
(1918). Участвовал в осуществлении Монументальной пропаганды плана, занимался реставрацией мн. зданий (Зимний дворец,
Биржа).
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //
пл. Искусств

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ, появились в СПб. в кон. 18 в. Ранее музыканты устраивали платные концерты во дворцах вельмож, театрах, трактирах. 1-й документально зафиксированный цикл публ. концертов - концерты Дж. Пассерини (1748) в доме князя Гагарина на углу Б. Морской ул. и Ср. Перспективы (Гороховой ул.).
Искусство // Изобразительное искусство //Выставочные залы, галереи, фестивали //
Искусство // Музыка, театр //Музыкальные фестивали //
пл. Искусств

"МАСТЕР-КЛАСС", междунар. фестиваль иск-в. Проводится ежегодно с 1993 в июне. Учрежден по инициативе худ. А. А. Мамединова и Т. Г. Семеновой.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
пл. Искусств

МИХАЙЛОВСКАЯ УЛИЦА (в 1918-40 ул. Лассаля, в 1940-91 ул. Бродского), между Невским просп. и пл. Искусств. Проложена в 1834 по замыслу арх. К. И. Росси, открывала перспективу на Михайловский дворец (отсюда назв.). 2-е назв. - в память герм. социалиста Ф. Лассаля (1825-64), 3-е - в память худ. И. И. Бродского. Фасады домов по обеим сторонам улицы разработаны Росси.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //
пл. Искусств

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Инженерная ул., 4/2), пам. архитектуры зрелого классицизма. Построен в 1819-25 к бракосочетанию вел. князя Михаила Павловича с вел. княгиней Еленой Павловной (арх. К. И. Росси), является доминантой ансамбля Искусств площади. Монументальное здание, оформленное по гл. фасаду коринфским портиком с 3-угольным фронтоном и рельефным фризом (скульп. В. И. Демут-Малиновский), расположено в глубине парадного двора.
Армия. Флот // Казармы, арсеналы, манежи, гауптвахты и т.п. //
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
пл. Искусств

ОРДОНАНСГАУЗ (Комендатское управление) (Садовая ул., 3), пам. архитектуры позднего классицизма (ампира), сооружен в 1824-26 (арх. А. А. Михайлов 2-й по проекту арх. К. И. Росси). Входит в ансамбль Михайловской пл. (см. Искусств площадь). Со стороны двора 1-й и 2-й этажи обработаны аркадами-галереями, третий - дорич. колоннадами. Архитектура интерьеров носит простой, деловой характер. Подвальные помещения перекрыты сводами, зал и комнаты 3-го этажа - двусветные.
Архитектура // Градостроительство //
Топография города // Городская сеть //Улицы //
пл. Искусств

ПЕШЕХОДНЫЕ ЗОНЫ. В СПб. первая П. з. создана на Конюшенной Малой улице после ее реконструкции в 1995-97 (арх. Ф. К. Романовский). Наряду с внеш. благоустройством был проведен капитальный ремонт всех коммуникаций, для мощения использованы гранит и искусств. плитка. На улице установлены пам. Н. В. Гоголю (скульп. М. В. Белов), декорат. фигура "Городовой" (скульп. А. С. Чаркин) и метеорологич. киоск (1914, арх. Н. Е. Лансере, скульп. В. В. Козлов).
Архитектура // Скульптура, монументы //
пл. Искусств

ПУШКИНУ А. С. ПАМЯТНИКИ. В 1881 в сквере на Пушкинской ул. установлен врем. гипсовый бюст П. (по модели скульп. И. П. Витали). Первый в столице пам. П. на Пушкинской ул. (взамен бюста) открыт 7.8.1884 по проекту А. М. Опекушина, представившего в 1883 на рассмотрение Гор. думы проект скульптуры П. в рост (один из вариантов к осуществленному им в 1880 пам. в Москве).
Архитектура // Персоналия //
пл. Искусств

РОССИ (Rossi) Карл Иванович (Карло Джованни) (1775-1849, СПб.), архитектор. Сын придворной балерины Г. Лепик. Окончил Петершуле в СПб., архитектуре учился у В. Бренны, в 1796-1802 работал его помощником, в 1802-05 находился с ним во Франции и Италии, совершенствуясь у местных мастеров. В 1806-32 архитектор придворного ведомства, на этой должности проявил себя как выдающийся мастер ансамблевой застройки. С 1816 одноврем. архитектор Комитета для строений и гидравлических работ.