Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования // Невская застава


Невская застава

НЕВСКАЯ ЗАСТАВА, ист. назв. терр. вдоль левого берега р. Нева от Александро-Невской лавры до Рыбацкого, включает ист. р-ны и местности: Стеклянный городок, Село Смоленское, Село Михаила-Архангела, Щемиловка, Леснозаводская, Александровское, Мурзинка. Назв. от существовавшей здесь в 18 в. заставы на въезде в город. В 17 - нач. 18 вв. в этом р-не существовали небольшие фин. и рус. поселения. Активное освоение терр. началось после прокладки в 1720-х гг. Архангелогородского, или Шлиссельбургского, казенного тракта (ныне просп. Обуховской Обороны), вдоль к-рого возникли села и деревни. Во 2-й пол. 18 в. здесь созданы загородные усадьбы Г. А. Потемкина ("Озерки"), Куракиных, Апраксиных и др. В 1744 осн. Невская порцелиновая мануфактура (ныне Ломоносовский фарфоровый з-д). В 1780-х гг. близ усадьбы Потемкина сооружены стекольный и зеркальный з-ды. В 1851 по зап. границе Н. з. прошла линия Петерб.-Моск. ж. д. Во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв. Н. з. - пром. окраина СПб., здесь располагались крупнейшие пром. пр-тия: Семянниковский судостроит. и маш.-строит. з-д (ныне "Невский з-д"), Александровский механич. з-д Николаевской ж. д. (ныне "Окт. электровагоноремонтный з-д" и "Пролетарский з-д"), Обуховский сталелитейный з-д Мор. мин-ва (ныне Обуховский завод), Петровско-Спасская мануфактура (ныне прядильно-ткацкая ф-ка "Рабочий"), ситцевая мануфактура К. Я. Паля и др. В 1901 на Н. з. произошло столкновение рабочих с полицией, известное как "Обуховская оборона" 1901 (отсюда совр. назв. гл. магистрали Н. з.). До 1920-х гг. Н. з. оставалась неблагоустроенной рабочей окраиной: частая сетка запутанных улочек с небольшими дерев. домиками и бараками для рабочих перемежалась терр. пром. пр-тий и огромными пустырями (Белевское поле, Троицкое поле и др.) В 1926-32 в ходе реконструкции Н. з. сооружены жилмассивы "Палевский" (угол просп. Обуховской Обороны и просп. Елизарова), "Текстильщик" (ул. Ткачей), "Щемиловский" (Фарфоровская ул.), "Троицкого поля" (Рабфаковская ул.), возведены здание Володарского райсовета, ДК "Володарский", им. Н. К. Крупской и им. В. И. Ленина. В 1930-х гг. построен Володарский мост через Неву, начата застройка Ивановской ул. Тогда же реконструированы старые и основаны новые пром. пр-тия: мукомольный комб-т им. С. М. Кирова, маш.-строит. з-д им. К. Е. Ворошилова (ныне "Звезда") и др. В 1941-44 терр. Н. з. сильно пострадала от арт. обстрелов и бомбардировок. В 1950-60-х гг. формируется совр. планировка и архит. облик р-на. В 1970 открыты ст. метро "Елизаровская" и "Ломоносовская", в 1981 - "Пролетарская" и "Обухово". В 1970 введен в строй пасс. Речной вокзал, в 1972 - ДК "Невский". В 1974 построен самый протяженный в городе автомоб. путепровод над путями ж.-д. ст. Сортировочная, связавший Н. з. с Купчином. Среди памятников архитектуры и истории: часовня ц. Божией Матери Всех Скорбящих Радости (просп. Обуховской Обороны, 24), комплекс зданий Психоневрологич. ин-та им. В. М. Бехтерева (ул. Бехтерева, 1-3), ист.-краеведч. музей "Невская застава" (Ново-Александровская ул., 23) и др.
Лит.: Лунев В. С. Невский район. Л., 1970.
Е. А. Бондарчук, П. Ю. Юдин.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА