Экономика // Промышленность // Адмиралтейские верфи


Адмиралтейские верфи

"АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ" (наб. р. Фонтанки, 203), гос. судостроит. пр-тие. Ведет историю от основанной в 1704 Адмиралтейской верфи. В 1800 часть мастерских перенесена на Адмиралтейский о., расположенный ниже по течению р. Б. Невы, близ устья р. Мойки, где с 1712 также велось стр-во гребных судов для нужд флота. Первонач. пр-тие на Адмиралтейском о. именовалось Скампавейным двором, с 1713 - Галерным двором, с 1721 - Галерной верфью; в кон. 18 в. приспособлено для стр-ва крупных судов, с 1800 именовалось Новым адмиралтейством, куда постепенно были перенесены все судостроит. работы (в 1843 Адмиралтейская верфь закрыта). В 1724 стр-во судов (сначала гребных и небольших парусных, а позже и фрегатов) началось на Галерном островке, расположенном в устье р. Фонтанки. Во время Крымской войны 1853-56 здесь строились канонерские лодки, обеспечившие защиту столицы от неприятельского флота. В нач. 1860-х гг. верфи Галерного островка и Нового адмиралтейства переоборудованы для стр-ва броненосных судов. В 1873 со стапелей Галерного островка спущен первый рос. мореходный броненосец "Петр Великий" - один из наиболее мощных воен. кораблей своего времени; в 1885 - первый в
России стальной корабль - крейсер "Рында". В 1908 Новое адмиралтейство объединено с верфью Галерного островка в единое пр-тие - Адмиралтейский судостроит. з-д. В кон. 19 в. он приступил к сооружению эскадренных броненосцев, позднее - линейных кораблей (дредноутов), а также крейсеров и др. кораблей.
В 1-ю мир. войну 1914-18 на пр-тии, кроме судостроит. работ, осуществлялся ремонт кораблей и автомобилей, выпускались боеприпасы. В 1917 произ-во резко сократилось, а затем остановилось. Работа возобновлена в 1921: проводилось переоборудование судов для речных воен. флотилий, а также их ремонт. В 1922 пр-тие получило имя А. Марти (в 1957 возвращено прежнее название - Адмиралтейский судостроит. з-д). В 1926 с принятием 1-й сов. судостроит. программы з-д получил заказ на стр-во торпедных катеров, к-рые стали основой легких сил ВМФ страны. Первоначально судостроение возродилось на быв. верфи Галерного островка. Быв. Новое адмиралтейство выделено из состава з-да с целью ликвидации, к-рая не была осуществлена; с нач. 1930-х гг. здесь также возобновлено судостроение. Вскоре пр-тие стало специализироваться на произ-ве подводных лодок. З-д получил название "Судомех" (с 1966
Ново-Адмиралтейский з-д).
В Вел. Отеч. войну 1941-45 з-д частично эвакуирован, на оставшемся оборудовании выпускались боеприпасы, бронеплатформы, корпуса дотов, осуществлялся ремонт кораблей. Здесь же проектировались и строились бронированные малые охотники и мор. бронекатера (несли охрану коммуникаций, участвовали в высадке десантов), тендеры и баржи для "Дороги жизни".
В послевоен. годы гл. продукция пр-тия - легкие крейсеры и подводные лодки (в 1970-90-х гг. - с атомными энергетич. установками). Интенсивно развивалось и гражд. судостроение, начавшееся в довоен. время. Строились ледоколы разл. назначения (в т.ч. первый атомный ледокол "Ленин"), танкеры, плавучие рыбоперерабатывающие з-ды и ремонтные доки, исследоват. суда. Выпускались предметы нар. потребления - мебель и спорттовары. В 1972 оба з-да вновь стали единым пр-тием - Ленингр. адмиралтейским объединением (ЛАО), с 1992 - совр. назв. В 1980-х гг. оборонный заказ доходил до 94%. в 1991-95 осуществлена программа конверсии.
Лит.: Адмиралтейские верфи: [В 2 т.]. СПб., 1994-1996; Александров В. Л. "Адмиралтейские верфи" в новом тысячелетии: (Состояние и развитие) // Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге XXI века. СПб., 2000. Т. 2. С. 147-155. В. С. Соломко.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА