Экономика // Промышленность // Балтийский судомеханический завод


Балтийский судомеханический завод

БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД (Косая линия, 16), открытое акц. об-во, одно из крупнейших судостроит. и маш.-строит. пр-тий России. Осн в 1856 купцом М. Е. Карром и инженером М. Л. Макферсоном. В 1874 з-д стал собственностью акц. об-ва, с 1895 находился в ведении Мор. мин-ва. На пр-тии строились воен. корабли, мн. из к-рых стали вехой в истории рос. флота: канонерская лодка "Опыт" - первый в стране железный корабль с броневой защитой (1861), "Адмирал Нахимов" - в свое время сильнейший в мире броненосный крейсер (1884-87), линкоры "Севастополь" и "Петропавловск" - мощные плавучие крепости (1909-14). В 1901 з-д приступил к систематич. стр-ву подводных лодок (первые попытки предпринимались в 1864-66); в 1906 организован спец. отдел подводного плавания. За 1861-1917 на Б. з. построено св. 90 кораблей - мониторы, броненосцы, крейсеры, линкоры и др. В 1912 создан воздухоплават. отдел для ремонта и стр-ва дирижаблей. Важное место в деятельности з-да занимало маш-ние, прежде всего - произ-во судовых машин и механизмов, паровых котлов, электродвигателей. В 1-ю мир. войну 1914-18 пр-тие занималось достройкой ранее заложенных кораблей, выпуском боеприпасов, ремонтом судов, паровозов, вагонов.
После окт. 1917 наряду с воен. кораблями з-д строил суда хоз. назначения. В 1925 построен 1-й сов. лесовоз. В Вел. Отеч. войну 1941-45 на з-де ремонтировались корабли, строились тральщики, переоборудовались шаланды в канонерские лодки. В послевоен. годы Б. з. строил воен. корабли с ядерными энергетич. установками (в 1980-х гг. - серию атомных ракетных крейсеров). В 1997 в строй вступил крейсер "Петр Великий" - самый мощный ракетный корабль рос. флота. В 1970-90 со стапелей з-да сошли 7 атомных ледоколов, а также лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, танкеры (в т.ч. хим.), н.-и. суда, среди к-рых - "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин", предназначенные для поддержки пилотируемых космич. полетов. Ныне Б. з. - один из крупнейших экспортеров вооружений. Перспективы его связаны также со стр-вом морозильных траулеров, участием в проекте создания серии плавучих электростанций для Крайнего Севера и Д. Востока, произ-вом плавучих опреснит. комплексов и нефтеперерабатывающих судов.
Лит.: Кузнецов К. А., Лившиц Л. З., Плясунов В. И. Балтийский судостроительный: Очерк истории Балт. судостр. з-да им. С. Орджоникидзе. Л., 1970; История Балтийского завода, 1856-1925: В 2 т. / Под общ. ред. О. Б. Шуляковского. СПб., 2003. Т. 1.
В. С. Соломко.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА