| ||||||||||
"Русский дизель", завод |
||||||||||
"РУССКИЙ ДИЗЕЛЬ" (Выборгская наб., 17), открытое акц. об-во, крупнейшее в стране пр-тие по произ-ву дизелей, пионер в этой отрасли. Осн. в 1862 как з-д "Людвиг Нобель", в 1912 з-д перешел в руки акц. об-ва, но его фактич. владельцем оставалось семейство Нобелей. З-д выпускал полевые арт. орудия, лафеты, снаряды, паровые машины и котлы разл. систем, подъемные краны, станки и др. оборудование для пром. пр-тий, насосы для нефтепроводов, водопровода, шахт и др. целей. В 1890-х гг. начато произ-во двигателей внутр. сгорания; в 1899 создан двигатель, работавший на сырой нефти, что явилось крупным шагом в дизелестроении. В нач. 20 в. здесь создан судовой дизельный двигатель, благодаря чему появился новый вид водного транспорта - теплоход. После окт. 1917 з-д национализирован (с 1919 "Рус. дизель"), специализировался на выпуске судовых дизелей. В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 з-д выпускал корпуса мин, насосы для откачки воды, в послевоен. годы строил мощные судовые дизельные агрегаты, к-рыми был оснащен почти весь танкерный и промысловый флот, а также корабли ВМФ и корабли серии командных комплексов управления космич. объектами. Двигатели з-да поставлялись во мн. страны мира. В 1988 в пос. Кирпичный з-д Всеволожского р-на началось стр-во пр-тия по произ-ву дизель-редукторных агрегатов и дизель-генераторов для оснащения мор. и речных судов и дизель-электростанций, к-рое вошло в производств. объединение "Р. д.". В нач. 1990-х гг. з-д акционирован, в 1999 петерб. з-д признан банкротом и закрыт, Всеволожский з-д, также именуемый "Р. д.", занят выпуском запасных частей.
Лит.: Механич. завод "Людвиг Нобель", 1862-1912. СПб., 1912; Яшин Е. П. Завод "Русский дизель" - пионер отечественного судового дизелестроения // Двигателестроение. 1996. № 2. С. 6-8. В. С. Соломко. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |