| ||||||||||
Петербургский транспортный узел |
||||||||||
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ, крупнейший трансп. узел Европ. России. Уникальное геогр. положение СПб., выход к мор., речным и ж.-д. путям и гл. автодорогам позволяют решать важнейшие стратегич. задачи по перевозке грузов и пассажиров, обеспечивают интеграц. процессы. П. т. у. - единый комплекс, гл. условием слаженной работы к-рого является взаимодействие всех звеньев, рациональное размещение пунктов взаимодействия и оснащение их совр. техн. средствами. В составе П. т. у. эти задачи решают внеш. магистральный и внутр. (в т. ч. пригородный) транспорт. Первый включает в себя мор., речной, ж.-д., автомоб., возд. и трубопроводный транспорт. В системе междунар. трансп. коридоров П. т. у. - три евроазиат. коридора - "Север-Юг", "Транссиб", "Сев. мор. путь", а также коридоры регионального значения, проходящие по терр. Сев.-Зап. региона.
Работу мор. транспорта до 1996 осуществляло Балтийское морское пароходство, к 2003 - св. 40 стивидорных компаний. Б. Морской порт СПб. включает быв. базовый Морской торг. порт (ныне Морской порт), Лесной порт, пасс. Морской вокзал, малые порты Ломоносовский, Кронштадтский, Горская, причальные комплексы судостроит. пр-тий, а также 4 грузовых р-на и св. 20 терминалов. Ввиду большой осадки совр. пасс. судов разгрузка пассажиров производится также на пасс. причалах 2-го грузового р-на порта. Грузооборот транспортно-экспортных грузов к 2003 составил 37 млн т в год. Подвоз грузов и пассажиров производится ж.-д., автомоб. и речным транспортом. Работу речного транспорта осуществляют ок. 140 трансп. пр-тий (крупнейшее - Северо-Западное пароходство). Пасс. терминалы - Речной вокзал, причал на наб. Макарова (против д. 28). Перевозки грузов и пассажиров, а также туристич. туры производятся в системе речных водных путей, а также с выходом на мор. трансп. и пасс. пути. Автомоб. транспорт обеспечивает региональные и междунар. трансп. связи. Его доля в объеме перевозок П. т. у. ок. 30%. На рынке автотрансп. услуг действуют ок. 7 тыс. хоз. субъектов разл. форм собственности. В структуру автомоб. транспорта входят автобусы, такси, грузовой транспорт междугор. назначения (рефрижераторы, фургоны, автопоезда и пр.). К 2003 пр-тиями автомоб. транспорта СПб. перевезено ок. 9 млн т экспортно-импортных грузов и ок. 400 тыс. пассажиров на междунар. линиях. Осн. пр-тием ж.-д. транспорта в СПб. является Октябрьская железная дорога. Суммарная протяженность ж.-д. линий П. т. у. - 423 км (ок. 100 ж.-д. станций), ок. 90% линий электрифицированы. Возд. транспорт представляет авиапр-тие "Пулково". Основу сети авиаперевозок составляют св. 30 регулярных рейсов в более чем 80 городов мира. Авиапр-тие располагает 14 самолетами Ту-154М, 10 - Ту-154Б, 11 - Ту-134 и 9 - Ил-86 (2003). Трубопроводный транспорт представлен Балтийской трубопроводной системой, осуществляющей транспортировку нефти и нефтепродуктов в регионы России и за рубеж, включает комплекс трубопроводных сооружений, причалы и нефтеналивной терминал. Междунар. коридор "Север-Юг" направления Финляндия - СПб. - Москва - Каспийское м. - страны Персидского зал. объединяет ж.-д., автомоб. и водный маршруты. Коридоры "Транссиб" и "Сев. мор. путь" имеют ответвления на СПб. и проходят по терр. П. т. у. Внутригор. и пригородный транспорт включают: речной, ж.-д., автобусный, троллейбусный, трамвайный, автомоб. транспорт и метрополитен. Речные перевозки осуществляются с причалов Речного вокзала, а также врем. причалов "Дворцовая наб.", "Летний сад", "Петропавловская крепость" и др. Внутригор. и пригородные линии (на Петродворец, Кронштадт и др.) обслуживаются теплоходами "Ракета", "Восход" и др. Ж.-д. пригородное сообщение осуществляется электропоездами типа ЭР с 5 ж.-д. вокзалов СПб. Осн. направления - Карельский перешеек, Луга - Оредеж, Невдубстрой - Сясьстрой, Ломоносовское направление и др. На долю автомоб. транспорта внутригор. линий П. т. у. приходится ок. 23 % перевозок. К 2003 в СПб. эксплуатировалось 3320 км улиц и дорог, в т. ч. 1600 км магистральных улиц, 405 мостов, 95 трансп. развязок, 26 пешеходных тоннелей. На долю троллейбусного транспорта к 2003 приходилось ок. 13% от общего объема пасс. перевозок, на долю трамвая - ок. 16%. К 2003 наблюдалось уменьшение доли троллейбусного и трамвайного транспотра в системе П. т. у. и превращение их в подвозочный транспорт к станциям метро, рынкам и пр. В 1995-2003 получило развитие маршрутное такси (к 2003 в СПб. - ок. 600 маршрутов). Наиб. востребованным транспортом в системе внутригор. линий П. т. у. в 1980-2000 стал метрополитен. В планах комплексного развития системы П. т. у. ему придается приоритетное значение. А. П. Жуковский. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |