| ||||||||||
Торговля (общая статья) |
||||||||||
ТОРГОВЛЯ. Благодаря выгодному геогр. положению СПб. играл и играет огромную роль во внеш. торговле страны (см. Морской порт). В жизнеобеспечении самого города ведущая роль отводится внутр. Т. (прежде всего розничной). В 18-19 вв. гл. формой розничной Т. была рыночная Т. (см. Рынки). Помимо них в 18 в. Т. осуществлялась в Гостиных дворах (привозные загран. товары), двух Мытных дворах - на Петерб. о. и в Рождественской части, в торг. рядах (в 1790-х гг. их насчитывалось ок. 100), а также в многочисл. лавках, погребах, лабазах, ларях и др. мелких торг. заведениях. К 1785 на Невском просп. возведен Большой Гостиный двор, к-рый и ныне является крупнейшим торг. пр-тием города. В 1750-60-х гг. в СПб. появились первые магазины, оборудованные на европ. манер. Первонач. они торговали только предметами роскоши. В течение 18 в. сложилась система обществ. питейно-съестных заведений. Наибольшее распространение получили трактиры, а также маркитанские лавки (избы), в к-рых питался рабочий люд. Развертывалась сеть казенных питейных заведений - кабаков. К кон. 18 в. осн. торгующим сословием стало купечество (см. Купцы): в его руках была сосредоточена вся оптовая и значит. часть розничной Т. Следом за ним шли мещане и торгующие крестьяне. В 1-й пол. 19 в. появились хорошо оборудованные специализированные магазины, рестораны и кофейни. "Пассаж", объединивший под одной крышей десятки магазинов, явился прообразом буд. универмагов. В 1866 в СПб. насчитывалось ок. 12 тыс. торг. заведений (308 - оптовой Т., ок. 11,7 тыс. - розничной). К 1900 их число превысило 15 тыс. Т. продуктами питания оставалась наиболее важной отраслью (в 1866 в ней занято 3776 заведений, к 1900 - св. 16 тыс.). Значит. часть продуктов реализовывалась на рынках, готовая пища - в ресторанах, трактирах, съестных лавках и др. заведениях (в 1866 их было св. 900, к 1914 - св. 3 тыс., в т. ч. 32 казенные винные лавки). В сфере Т. пром. товарами в 19 в. лидерство удерживал Б. Гостиный двор: в нач. 1890-х гг. общий годовой оборот расположенных в нем заведений составлял 150 млн руб., в них было занято 4-5 тыс. работников. В кон. 19 в. появились первые магазины пром. фирм. Только ф-ка Торнтона (произ-во шерст. тканей) владела 5 магазинами в Б. Гостином дворе. В нач. 20 в. в сфере оптовой Т. происходил процесс концентрации и монополизации продажи сырья (металл, табак, цемент).
После окт. 1917 Т. стала монополией гос-ва, все торг. пр-тия были закрыты, введена распределит. система снабжения населения продовольствием и товарами. В 1921 с введением НЭПа частная Т. возродилась: к кон. года в П. выдано св. 9,2 тыс. разрешений на право торг. деятельности, к осени 1923 95 % всех заведений розничной Т. находилось в руках частных владельцев. В процессе "свертывания" НЭПа нарастал процесс вытеснения частника гос. и кооп. пр-тиями. К нач. 1930-х гг. частная Т. фактически была ликвидирована. Рост населения вызывал необходимость расширения сфер Т. и обществ. питания. К 1940 в Л. имелось св. 6,8 тыс. магазинов и палаток и 3 тыс. пр-тий обществ. питания (сеть последних по ср. с 1932 выросла в 2 раза). Были построены крупные универмаги - Фрунзенский и Кировский. За годы войны торг. сеть сильно сократилась: к 1945 имелось 1254 магазина. После отмены в 1947 карточной системы Т. стала быстро развиваться: к 1956 в Л. и пригородах работало св. 3,2 тыс. магазинов и ок. 1,9 тыс. палаток, сеть обществ. питания достигла довоен. уровня. В 1954 в Л. открыт первый в стране магазин без продавцов (позднее этот метод получил широкое распространение и в обществ. питании: в 1965 ок. 1/3 столовых и кафе работали по принципу самообслуживания). В ходе специализации Т. образованы торги "Ленобувь", "Ленодежда", "Ленгалантерея", "Хлебторг", "Рыбторг" и др. К кон. 1965 уже 4/5 общего числа магазинов стали специализированными, была проведена реконструкция их оборудования (появились новые системы весов и кассовых аппаратов, транспортеры и подъемники). В прод. Т. стала широко применяться предварит. фасовка товаров. Сочетание этого метода с принципом самообслуживания вызвало к жизни новый вид магазинов - универсамы (в 1970 открыт первый в стране универсам "Фрунзенский"). В 1969 прод. магазины самообслуживания объединены в торг. фирму. В 1965 вместо торга "Ленодежда" организована система фирм по половозрастному принципу обслуживания: фирма "ДЛТ" - товары для детей, "Пассаж" - для женщин, "Фрунзенская" - для мужчин. В 1970-х гг. мн. крупные прод. магазины создали отделы заказов для обслуживания работников прикрепленных к ним пр-тий. В нач. 1980-х гг. 125 отделов заказов выполняли до 14 млн заявок в год. В обстановке экон. кризиса 2-й пол. 1980-х - нач. 1990-х гг. гор. власти вновь ввели нормированную систему распределения нек-рых видов продовольствия и товаров первой необходимости. Объявленная в 1992 свобода Т. стала первым шагом на пути кардинального реформирования экономики. Последовавшая за этим приватизация вызвала лавинообразный процесс создания новых торг. заведений (универмагов, магазинов, ресторанов, баров, кафе). Возродилась рыночная форма торговли. Лит.: Петербург: История торговли: В 2 т. СПб., 1999-2000. В. Г. Авдеев. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |