Бубырь Алексей Федорович
Воейкова М.В.
Кушелев-Безбородко Николай Александрович, граф
Лидваль И.Б.
Николай I, император
Штиглиц Александр Людвигович, барон
| ||||||||||
Камень природный |
||||||||||
КАМЕНЬ ПРИРОДНЫЙ. С нач. 18 в. в стр-ве использовалась известняковая путиловская плита (добывалась у Путиловской горы близ устья Волхова). С о. Эланд (Швеция) и из Эстляндии доставлялся прочный, ровно окрашенный сургучно-красный и желтый плитняк. С 1-й четв. 18 в. для изготовления садовой скульптуры применялся известняковый туф желтовато-серого цвета - пудостский камень (назв. по с. Пудость под Гатчиной). С 1760-х гг. при отделке зданий и сооружений широко использовался гранит. В 1763-68 облицованы розовым гранитом первые кам. мосты, в 1779-89 - стены Петропавловской крепости. С 1762 "одевались" в камень набережные Невы, малых рек и каналов. Розовый финский гранит рапакиви добывался на о-вах и побережье Финского зал. близ Выборга, Котки и Фридрихсгама (ныне Хамина, Финляндия). Из фридрихсгамского гранита выполнена Александровская колонна. Для СПб. добывался камень особой красивой структуры из карьеров относительно небольшого участка побережья Финского зал.: выборгит (по Выборгу) и питерлит (по бухте Питерлахти, или Питерлакс). В 1997-98 этот гранит закуплен в Финляндии для мощения тротуаров Адмиралтейского просп. и Стрелки В. О. В эпоху классицизма в архит. отделке стали применять сердобольский серый гранит, белый и цветной мрамор, мраморовидные известняки. Сердобольский гранит (камень атлантов Нового Эрмитажа) добывали на берегах и о-вах Ладожского оз. у Сердоболя (ныне Сортавала). Ровная окраска гранита хорошо оттеняет яркие цвета, поэтому он применялся в контрастном сочетании с др. декорат. материалами при стр-ве Мраморного дворца, Михайловского замка, Невских ворот Петропавловской крепости и др. сооружений. Позднее прием контраста гранитной облицовки цоколя и колонн портика с цветом штукатурки стен применен на фасадах Николаевского дворца. В кон. 18 в. началась добыча цветного мрамора близ Онежского и Ладожского озер. Лучшим считался тивдийский мрамор (по с. Тивдия в Прионежье), отличавшийся богатой цветовой гаммой, полупрозрачностью, разнообразием узора: бледно-розовый, красно-бурый, розовый мрамор с темно-красными жилками. Эти разновидности мрамора добывались монолитами до 7-8 м. Для разработки месторождения в 1769 в с. Тивдия отправлены два итал. "каменоломца и камнесечца", а с Урала привезено неск. партий рабочих с семьями. Из тивдийского мрамора изготовлены колонны, пилястры, детали декора фасадов и интерьеров Мраморного дворца, фрагменты декора Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Александровского (Мраморного) зала Этногр. музея. В 1807 в с. Тивдия построен з-д с водяной мельницей на 10 камнерезных пил с отделениями для распиловки и шлифовки мрамора и для ручной полировки изделий. От з-да камень в СПб. доставляли по воде. Уникальный черно-белый параллельно-полосчатый камень добывали близ Сердоболя на маленьком сплошь мраморном о. Ювень (Иоенсу), у устья р. Янисъйоки. Его использовали в мелких архит. деталях. У с. Рускеала на р. Русколка добывали рускеальский мрамор пяти сортов, из к-рых особо ценились серо-сиреневатый с серыми и белыми прослоями, серый с желтыми и зелеными лучистыми включениями, полосчатый серо-белый (ныне карьер музеефицирован). Впервые этот мрамор использован для облицовки юж. фасада Михайловского замка, позднее применялся для облицовки стен Исаакиевского собора (как светлый фон, на к-ром выделялись розовые гранитные колонны). Во времена раннего классицизма сочетание гранита и мрамора было характерно для малых архит. форм (верстовые столбы, обелиски, постаменты памятников). В 1-й трети 19 в. в стр-ве использовался преимущественно пудостский камень и розовый финский гранит. Из пудостского камня, близкого по природе травестину, созданы колонны и стены Казанского собора, скульптуры в ансамбле Стрелки В. О., а цоколь здания Биржи, постаменты Ростральных колонн и парапеты спуска к Неве облицованы розовым и серым финским гранитом. К. И. Росси, создавая ансамбль министерских зданий на Дворцовой пл., использовал граниты разных оттенков в облицовке цоколей Гл. штаба и Воен. мин-ва (серый цвет) и Мин-ва финансов и Мин-ва иностр. дел (розовый цвет). Мощные блоки финского гранита пошли на сооружение стилобата и 104 наружных колонн Исаакиевского собора. Последними значит. примерами использования традиционных для СПб. 18 - 1-й пол. 19 вв. видов камня стали Николаю I памятник (сердобольский гранит, каррарский мрамор, шокшинский кварцит) и т. н. Малый мраморный дворец (особняк графа Н. А. Кушелева-Безбородко) на Гагаринской ул., 3 (тивдийский и рускеальский мрамор). С постройкой сети жел. дорог стали доступны сорта камня, традиционно использовавшиеся в Зап. Европе (пр-во специально понизило тарифы на доставку камня в СПб.). Бременским песчаником отделан фасад Юсуповой особняка на Литейном просп., 42. Резным песчаником из Германии и Польши облицованы фасады Рус. для внешней торговли и Рус.-Азиат. банков, Музея при Уч-ще техн. рисования барона А. Л. Штиглица. Радомский песчаник из Польши использован в облицовке Кельха особняка. Розовый полосчатый гранит с мыса Гангут пошел на облицовку фасада дома Фаберже фирмы на Б. Морской ул., 24. Стены костела Лурдской Божией Матери в Ковенском пер. и Буддийского храма в Старой Деревне декорированы двумя видами розового гранита из Приладожья. Серый гранит из-под Ништадта использован в отделке фасада здания Рус. торг.-пром. банка. Талько-хлоритовый сланец (горшечный, или мыльный камень) из разработок у с. Нуннанлахти в Финляндии стал излюбленным декорат. материалом мастеров сев. модерна: из него исполнены рельефы дома И. Б. Лидваль на Каменноостровском просп., 1-3, дома М. Б. Воейковой на Невском просп., 72, дома А. Ф. Бубыря на Стремянной ул., 11 и мн. др.
Лит.: Зискинд М. С. Декоративно-облицовочные камни. Л., 1989; Булах А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. СПб., 1993. А. Ф. Векслер. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |