Мун С.
Чуриков Иван Алексеевич
| ||||||||||
Секты (общая статья) |
||||||||||
СЕКТЫ, религ. объединения, не принадлежащие к мировым конфессиям. Значит. группу составляют протестантские С. Наиб. многочисл. С. в СПб. до 1917 были евангельские христиане-баптисты. В 1880 был открыт молитв. зал баптистов на Б. Подьяческой ул., в 1884 в СПб. прошел 1-й съезд евангельских христиан и баптистов России. Вскоре последовал запрет на проповедь баптизма, отмененный в 1905. С 1911 в СПб. действовал Дом Евангелия (24-я линия В. О., 11). В 1924 баптисты и евангельские христиане объединились (к сер. 1920-х гг. в их распоряжении было св. 10 молитв. залов). В 1930 закрыт Дом Евангелия, в 1938 - последний в Л. молитв. зал. Общины евангельских христиан-баптистов воссозданы после окончания Вел. Отеч. войны 1941-45. В 1962 они получили под молитв. дом быв. правосл. Троицкую ц. (Б. Озерная ул., 29а), в 1989 под Дом Евангелия - быв. правосл. Покровскую ц. (Боровая ул., 52). К 2002 существуют также общины баптистов на Старо-Петергофском просп., Моховой ул., в Колпине, Пушкине, Павловске, Кронштадте, Красном Селе (объединяют до 4 тыс. чел.). С баптистами связаны С. христиан веры евангельской (пятидесятников), молитв. дом к-рых находится на Славянской ул., 13, а также свободные христиане.
К протестантским С. относятся также адвентисты 7-го дня, появившиеся в СПб. в 1890-х гг. Они образовали неск. общин, последнюю из к-рых сов. власти ликвидировали в мае 1938. Возобновив деятельность после войны, адвентисты к 2002 имеют 9 общин (центральная - на просп. Тореза, 85). В 1990-х гг. наиб. распространение из протестантских С. получили свидетели Иеговы (их региональный центр - в пос. Солнечное; зал конгрессов - Коломяжский просп., 21). К 2002 они имеют в СПб. 60 собраний с 8 тыс. чл. Активна также Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), имеющая в СПб. 6 приходов (наб. р. Мойки, 11; наб. р. Фонтанки, 56 и др.). 2 общины имеет Христианская харизматич. церковь "Слово Жизни", 1 молитв. дом - Новоапостольная церковь (Ленинский просп., 113). В нач. 20 в. на основе православия возникло св. 10 общин христиан-трезвенников во главе с И. Чуриковым ("чуриковцы"). Их движение было разгромлено в 1929-30, небольшая община трезвенников воссоздана в нач. 1990-х гг. В это же время выделился т. н. Богородичный центр, гл. община к-рого находится на Кузнецовской ул., а скит - в пос. В. Ментсары под СПб. Рос.-укр. происхождение имеет т. н. Белое братство (центр - на Поклонной горе). К С. вост. происхождения в СПб. относятся: последователи веры Бохаи (бохаисты), Об-во сознания Кришны (кришнаиты) - с центром на Английском просп., 58, а также активные в нач. 1990-х гг. С. Аун Сенреке и мунисты (последователи корейского основателя С. Муна). Лит.: Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. 2-е изд., испр. и доп. Пг., 1915; История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989; Из истории церкви Адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993; Гордиенко Н. С. Российские свидетели Иеговы: история и современность. СПб., 2000. М. В. Шкаровский. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |