Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура // Кладбищенские церкви (общая статья)
Архитектура // Кладбища // Кладбищенские церкви (общая статья)
Религия. Церковь // Храмы // Кладбищенские церкви (общая статья)


Кладбищенские церкви (общая статья)

КЛАДБИЩЕНСКИЕ ЦЕРКВИ, строились на общегор. кладбищах с сер. 18 в. В 1759-60 возведена дерев. ц. Смоленской Божией Матери на Смоленском правосл. кладб. (см. Смоленские кладбища), в 1756-59 - дерев. ц. Спаса Нерукотворного на Волковском правосл. кладб. (см. Волковские кладбища). Со временем в К. ц. появились приделы для отпевания, в нек-рых К. ц. устраивались склепы для семейных и отд. захоронений. С 1780-х гг. на кладбищах строились в осн. кам. церкви: Воскресения Словущего на Волковском кладб. (1782-85, арх. И. Е. Старов), Армянская ц. Воскресения Христова на Смоленском армянском кладб. (1791-92, арх. Ю. М. Фельтен), Благовещенская ц. на единоверч. участке Волковского кладб. (1813-18, арх. В. И. Беретти). По мере расширения кладбищ увеличивалось и число церквей на них (гл. К. ц. становились также приходскими). На Большеохтенском кладб. к существовавшей с 1778 Георгиевской ц. добавилась Никольская (1812-14), на Смоленском кладб. возведены Троицкая (1829-32, арх. В. Т. Кульченков, не сохр.) и Воскресенская (1901-04, арх. В. А. Демяновский) церкви. Три церкви стояли на Митрофаньевском кладб. Из них гл., Митрофаньевская, построена в 1839-47 по проекту арх. К. А.
Тона (все уничтожены).
Особую роль общинных центров играли церкви на единоверч. и старообрядч. отделениях Большеохтенского и Волковского кладбищ. При них действовали богадельни и скиты. Надгробные церкви, выстроенные частными лицами, имелись в Троице-Сергиевой пустыни (Кочубеевская, Кушелевская) и в Новодевичьем монастыре (Карамзинская, Громовская). Службы в них проходили редко. На Волковском кладб. тоже были построены надгробные церкви: Иова (1885-87, арх. И. А. Аристархов) и Успения (1910-13, арх. А. П. Аплаксин). В кон. 19 - нач. 20 вв. на пригородных Преображенском, Успенском, Красненьком и Серафимовском кладбищах возводились в осн. дерев. К. ц., на воинских участках строились кам. храмы по образцовым проектам. Одной из последних была сооружена дерев. К. ц. на Богословском кладб. (1915-16, арх. В. Н. Бобров, не сохр.).
У инославных и иноверцев К. ц. было немного. В 1856-59 сооружен кам. костел на Выборгском католич. кладб. (арх. Н. Л. Бенуа). Дерев. костел в 1912-14 был воздвигнут на Успенском кладб. (арх. И. А. Падлевский, не сохр.). На кладбищах протестантов и мусульман имелись только часовни и молельни. На еврейском отделении
Преображенского кладб. в 1908-10 выстроен Дом омовения (арх. Я. Г. Гевирц). Мн. К. ц. разрушены в 1920-30-х гг. Новые небольшие храмы построены в 1990-х гг. на старом Успенском (Северном) и новых (послевоен.) Южном и Ковалевском кладбищах. Их архит. ценность невелика.
Лит.: Антонов В. В. Архитектура кладбищенских церквей // Исторические кладбища Петербурга: Справ.-путеводитель. СПб., 1993. С. 96-111; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. СПб., 1996. Т. 3. С. 163-191.
В. В.
Антонов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА