| ||||||||||
Народное образование (общая статья) |
||||||||||
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Основы Н. о. в СПб. заложил царь Петр I, к-рый гл. внимание уделял воен. и проф. образованию. Ок. 1715 основана Мор. академия, в 1719 - Инж. школа, в 1721 - Арт. школа. Школы при Гл. Адмиралтействе и в Кронштадте готовили к поступлению в Мор. академию. Действовали 3 школы для солдатских детей: артиллерии, команды мастеровых и С.-Петерб. гарнизона. Созданная в 1725 Петерб. АН стала также и уч. центром с гимназией и ун-том. В 1765 имп. Екатерина II учредила Смольный ин-т благородных девиц, положив начало жен. образованию в России. С сер. 18 в. знатные люди стали посылать своих детей учиться за границу; в столице открывалось все большее число частных пансионов. В 1781 в СПб. основаны первые 7 нар. уч-щ, в к-рых было 486 учеников и 27 учителей. В 1782 создана спец. Комиссия об учреждении нар. училищ. В 1803 в СПб. было 14 малых нар. уч-щ (2 класса) и 2 гл. нар. уч-ща (4 класса), русское и немецкое. Общее число учащихся достигло 3485 чел. В 1802 образовано Мин-во нар. просвещения, затем - С.-Петерб. уч. округ. По Уставу 1804 систему Н. о. составили три ступени: приходское уч-ще, уездное уч-ще и гимназия. В 1805-06 три малых уч-ща - Андреевское, Введенское и Владимирское - преобразованы в уездные, остальные - в приходские, на базе гл. нар. уч-ща открыта губ. гимназия. Все ступени имели преемственность и были всесословными, но дворянство стремилось отделить своих детей от др. сословий, чему способствовало открытие Благородного пансиона при ун-те и пансиона при губ. гимназии. Новый Устав 1828 ликвидировал преемственность ступеней образования и закрепил каждую из них за определенным сословием. Жен. образование, помимо пансионов, развивалось, гл. обр., в Ведомстве учреждений Императрицы Марии: ин-тах, уч-щах и др.; в нем же была сосредоточена осн. часть проф. образования.
Принятый в ходе Великих реформ 1860-х гг. Устав гимназий 1864 формально отменил сословные ограничения. Уездные уч-ща были преобразованы в прогимназии. С 1860-х гг. стали открываться частные школы, подчиненные надзору уч. округа. Они делились на 3 разряда: 1-й - не менее 6 лет обучения, 2-й - 3 года, 3-й - не менее 1 года. В 1877 нач. уч-ща Мин-ва нар. просвещения в СПб. перешли в ведение Гор. думы, что значительно улучшило их положение. В 1877 их было 17 (724 учащихся), в 1897 - 335 (17967 учащихся), в 1916 число уч-ся достигло 62418 чел. Из 700 нач. школ, имевшихся в СПб. в 1913, 283 содержались на средства города. Рост числа частных ср. школ усилился после Рев-ции 1905-07. К 1914 они составили св. 80% общего числа ср. уч. заведений Мин-ва нар. просвещения в СПб. В 1881 проф. уч-ща были переданы в ведение Мин-ва нар. просвещения, в 1895 принят закон, установивший тип низшей ремесл. школы с 4-летним курсом. Ведущая роль в организации проф. образования принадлежала Рус. техн. об-ву (РТО). В рабочих р-нах СПб. РТО и Гор. дума открыли сеть воскресных школ. На ряде з-дов были созданы 3-летние классы для рабочих. В 1914 в СПб. имелось св. 200 проф. уч. заведений разл. типов. После окт. 1917 Н. о. было коренным образом перестроено. В результате школьной реформы 1918 уч. заведения всех типов, гос. и частные, преобразованы в единые трудовые школы с 9-летним сроком обучения (1-я ступень - 5 лет, 2-я - 4 года). В связи с острой потребностью в подготовке рабочих кадров в 1923 обучение на 1-й ступени сокращено до 4 лет, а на 2-й ступени увеличено до 5 лет. В 2 ст. классах 2-й ступени введен курс проф. обучения. На базе 1-й ступени и 3 мл. классов 2-й ступени в 1926 при пром. пр-тиях организованы фабрично-заводские семилетки (ФЗС), ставшие общеобразоват. базой для проф. школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1931 начался процесс частичного восстановления форм и методов старой школы, в результате установился тип 10-летней школы. В 1927/28 уч. году в Л. было 373 школы (169,1 тыс. учащихся), в 1937/38 уч. году - 612 (467,1 тыс.), в 1955/56 уч. году - 471 (375,3 тыс.), в 1985/86 уч. году - 586 (500,4 тыс.). В 1920-х гг. появились первые техникумы с 2-летним проф. курсом на базе ср. школы. Осн. типом низшей проф. школы в 1920-30-х гг. была школа ФЗУ; в 1940-х гг. в связи с нехваткой рабочей силы создана сеть ремесл. училищ. С кон. 1950-х гг. единым типом ср. проф. школы стали проф.-техн. уч-ща (ПТУ). В нач. 1990-х гг. в связи с изменением соц.-экон. условий в развитии Н. о. появились новые тенденции. Нек-рые техникумы, ПТУ и ср. школы переименованы в "колледжи", "лицеи", "гимназии". Стали открываться ср. частные и конфессиональные школы. На 1.1.2003 в СПб. имелось 735 гос. общеобразоват. дневных школ, включая 42 лицея (458,6 тыс. учащихся). Негос. уч. заведений в 1993/94 уч. году было 20, в 2002/03 уч. году - 70 (6573 уч-ся), в т. ч. средних - 61, из них 5 лицеев и 5 конфессиональных школ. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |