БАЛАГАНЫ (от перс. балахоне - балкон, верхняя комната), врем. строения для представлений на гуляниях народных. Первые сведения о "сараях для комедий" в СПб. относятся к сер. 18 в., назв. Б. укоренилось с 1820-х гг. Наиб. число Б. сооружалось на Масленицу (см. Масленичные гуляния) и на Пасху. Б. представляли собой дерев. строения, снаружи украшенные флагами, афишами, вывесками, внутри стены обивались цветной материей, как правило сооружалась сцена. В кон. 18 - нач. 19 вв. в Б. шли сборные программы акробатов, фокусников, дрессировщиков и т.д. С нач. 19. в. осн. жанрами представлений стали пантомима-арлекинада, пьесы и сценки из рус. нар. быта. Наиб. известность в этот период приобрели балаганные театры Х. Лемана и братьев Легат. В Б. устраивались панорамы с движущимися картинками, зверинцы, кукольные представления и пр. Публику развлекал "балаганный дед" - балагур-зазывала на балконе карусели. К кон. 19 в. конкурентом арлекинады стала мелодрама. Частью программ было концертное отделение. В 1890-х гг. в Б. выступали дрессировщик А. Л. Дуров, хор М. Е. Пятницкого, оркестр В. В. Андреева и др. Крупнейшими антрепренерами 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. были В. Н. Егарев, В. М.
Малафеев, В. Берг, А. П. Лейферт, к-рый в 1878 совместно с реж. и актером А. Я. Алексеевым-Яковлевым открыл Б. "Развлечение и польза", где ставились пьесы классич. репертуара. В кон. 19 в. стали создаваться балаганные нар. театры. В 1898, после переноса гуляний на Семеновский плац, Б. постепенно прекратили существование (неудачные попытки возродить Б. предпринимались в 1910-20-х гг.).
Лит.: Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII - нач. XX в. 2-е изд., доп. Л., 1988; Петербургские балаганы / Сост., вступ. ст., коммент. А. М. Конечного. СПб., 2000.
Ю. Н.
Кружнов.