КОННОГВАРДЕЙСКИЙ БУЛЬВАР (в 1918-91 - бул. Профсоюзов), между пл. Декабристов, Исаакиевской пл. и пл. Труда. В нач. 18 в. по трассе К. б. был прорыт Адмиралтейский канал для доставки лесных мат-лов из Новой Голландии на Адмиралтейскую верфь. На правом берегу канала сооружены мазанковые, а затем кам. корпуса Канатного и Прядильного дворов. Канатный двор состоял из трех протяженных зданий, где плели, смолили и хранили канаты. В 1786 он был закрыт, его терр. разбита на участки, к-рые с 1794 раздавались или продавались частным лицам под застройку. К кон. 18 в. правый берег канала застроен доходными домами и особняками с выходом на Галерную улицу, а зап. его отрезок занят казармами мор. служителей (1799-1800, арх. А. Д. Захаров). В 1804-07 на левом берегу канала возведены в стиле ампир казармы Конного лейб-гвардии полка (д. 4, арх. Л. Руска? - отсюда назв. бульвара) и полковой манеж (д. 2, арх. Дж. Кваренги). В 1844-45 канал заключен в трубу, на его месте по проекту арх. Н. Е. Ефимова разбит бульвар, в нач. к-рого установлены Колонны славы (арх. К. И. Росси). В 1853-57 перестроен Кочубея дом (д. 7), в 1858-60 сооружен доходный дом купца И. О. Утина (д. 17, арх. Р. И. Кузьмин; реконструирован в 2001-03), в 1870-71 - дом причта Исаакиевского собора (д. 5, арх. М. А. Макаров). В 1853-61 воздвигнут комплекс Николаевского дворца, южная часть к-рого (д. 19-23) выходит на К. б. В 1930-х гг. построен д. 6. В д. 15 в 1905 состоялось первое заседание Центр. бюро профсоюзов (мем. доска, отсюда назв. бульвара в 1918-91). В д. 4 в 1917 квартировал резервный Кексгольмский полк, солдаты к-рого участвовали в окт. событиях (мем. доска). В 1907 по К. б. проложена первая в городе пост. линия трамвая, в 1936 пущен первый маршрут троллейбуса.
Лит.: Воложенинов И. Бульвар Профсоюзов // БА. 1971. № 29. С. 36-46.
В. В. Антонов.