| ||||||||||
Литературные журналы (общая статья) |
||||||||||
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ. Зарождение рус. лит. журналистики связано с СПб., где в 1728-36 и 1738-42 выходил первый и единств. на тот момент журнал на рус яз. "Примечания к Ведомостям" (назв. менялось), включавший поэтич. и сатирико-нравоучит. материалы. Этот и близкие к нему в жанровом отношении журналы "Ежемесячные сочинения" и "Новые ежемес. сочинения" (1786-96) издавались при АН и носили преим. науч.-популярный характер, однако в них участвовали ведущие писатели эпохи и прослеживалась тенденция к увеличению собственно лит. части и ее жанрово-тематич. разнообразию. Возникшие в 1759 первые частные Л. ж. в России "Трудолюбивая пчела" и "Праздное время, в пользу употребленное" просуществовали недолго, и в 1760-х гг. центр рус. журналистики переместился в Москву.
Возрождение журналистики в СПб. связано с предпринятым имп. Екатериной II в 1769 изд. журнала "Всякая всячина", ориентированного на зап.-европ. образцы сатирич. Л. ж. Последовал всплеск петерб. лит. журналистики: в течение 1769 вышло в свет 8 сатирич. журналов, из к-рых особую роль сыграл "Трутень" Н. И. Новикова, вступивший в жесткую полемику с журналом императрицы. Полемика, переросшая рамки обсуждавшегося вопроса о предмете сатиры, положила начало характерной для рус. лит. журналистики традиции тесного переплетения собственно лит. и обществ.-полит. проблематики. Специфичен тип петерб. сатирич. Л. ж. эпохи: он составлялся гл. обр. одним человеком (издателем) и доставлялся подписчикам в виде еженед. "листков", подлежавших переплету при завершении издания, к-рое мыслилось как единое лит. произв. До 1774 в СПб. выходил еще ряд Л. ж.: "Парнасский щепетильник" М. Д. Чулкова (1770), "Трудолюбивый муравей" (1771), "Старина и новизна" (1772-73) В. Г. Рубана и др., но наиб. значит. след в истории лит-ры оставили журналы Новикова, в частности "Живописец" (1772-73), ряд публикаций к-рого стал важным фактом в развитии рус. повествоват. прозы. Распространение идеологии масонства обусловило появление духовно-нравств. Л. ж. ("Утренний свет" Новикова, 1777-79, затем в Москве; "Утренние часы", 1788-89; "Беседующий гражданин", 1789), к-рые сыграли заметную роль в истории рус. лит. языка - на их страницах происходило формирование рус. нравств.-этич. лексики. Последним крупным петерб. Л. ж. 18 в. стал основанный Е. Р. Дашковой "Собеседник любителей рос. слова" (1783-84), включавший разнообразный лит. материал и приближавшийся в жанровом отношении к будущему "толстому" Л. ж. 19 в. Отголоском расцвета 1769 стали в кон. века острые сатирич. Л. ж. И. А. Крылова "Почта духов" (1789) и "Зритель" (1792; совм. с А. И. Клушиным и П. А. Плавильщиковым). Лит. отдел в просветит. "С.-Петерб. журнале" (1798) И. П. Пнина и А. Ф. Бестужева занимал незначит. место. Лидерство в лит. журналистике в кон. 18 в. перешло к Москве, где осуществлялись важнейшие журнальные проекты Н. М. Карамзина. Определ. значение в нач. 19 в. имели Л. ж. И. И. Мартынова ("Сев. вестник", 1804-05, и др.), но окончательно летаргия петерб. лит. журналистики была преодолена в 1810-х гг., когда значит. роль в лит. процессе начали играть "Сын Отечества" Н. И. Греча, Л. ж., связанные с деятельностью ВОЛСНХ ("Благонамеренный" А. Е. Измайлова, 1818-26) и ВОЛРС ("Соревнователь просвещения и благотворения", 1818-25) и др. Постепенно вырабатывался традиц. для 19 в. тип ежемес. лит.-критич. журнала (с делением на разделы и большим числом авторов), но до нач. 1830-х гг. Л. ж. были еще очень близки к альманахам-сборникам, популярным в этот период (среди наиб. известных - "Полярная звезда"; "Северные цветы"; "Невский альманах", 1825-33; "Подснежник", 1829-30; "Новоселье" А. Ф. Смирдина, 1833-34). Все Л. ж. выходили под жестким контролем цензуры. Сер. 1830-х гг. ознаменована появлением "Библиотеки для чтения" О. И. Сенковского и "Современника" А. С. Пушкина, ставшего на короткое время лучшим Л. ж. России. С 1839 положение ведущего лит. издания приобрели возобновленные А. А. Краевским "Отечественные записки", к-рые до перехода "Современника" к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву (1846) аккумулировали лучшие лит. силы страны. Из прочих петерб. Л. ж. 1840-х гг. тематич. своеобразием выделялся "Финский вестник" (1845-50; с 1848 "Сев. обозрение"). Полемика между Л. ж. до 1840-х гг. не была еще столь значима в обществ. отношении, поскольку большинство издателей, как и читателей, принадлежали гл. обр. к одному соц. кругу. Обществ. подъем сер. 1850-х гг. существенно изменил картину рус. журналистики, отражением этого процесса стал раскол в "Современнике" после прихода в него в сер. 1850-х гг. новой редакции во главе с Н. Г. Чернышевским. С этого времени каждый Л. ж. оказывался связан с определ. соц. прослойкой, репрезентируя ее худож. вкусы и обществ. запросы. Идеологию "почвенничества", близкую славянофильской, представляли журналы бр. Достоевских "Время" и "Эпоха"; рупором радикальной части разночинной интеллигенции был журнал "Русское слово" Г. Е. Благосветлова; на консервативно-аристократич. читателя был ориентирован журнал "Гражданин" князя В. П. Мещерского и т. д. Частое закрытие Л. ж. и смена владельцев-издателей в целом не отражались на установившемся в пореформ. России соотношении лит. и обществ.-полит. сил. Так, закрытый в 1866 "Современник" сменили арендованные Некрасовым у Краевского в 1867 "Отеч. записки"; закрытому "Рус. слову" наследовал радикальный журнал "Дело"; интересы либеральной интеллигенции представлял "Вестник Европы" М. М. Стасюлевича и т. д. За каждым Л. ж. закрепился относительно постоянный круг читателей и авторов, и публикация писателя определ. репутации в Л. ж. чуждого направления воспринималась как сенсация. Оживление обществ. жизни в стране привело в 1860-х гг. ко второму после 18 в. расцвету сатирич. журналистики: особую роль в лит. жизни сыграли созданное Н. А. Добролюбовым сатирич. приложение к "Современнику" "Свисток" (1859-63) и журнал "Искра". Впоследствии собственно сатирич. элемент в "тонких" еженед. иллюстрир. Л. ж. снизился и они существовали в качестве юмористических: наиб. популярностью пользовались журналы "Стрекоза" (1875-1908, 1915-18), "Шут" (1879-1914), "Осколки" (1881-1916) и др. На массового читателя были также рассчитаны развлекат. еженед. иллюстрир. Л. ж., из к-рых выделялись "Нива" А. Ф. Маркса, "Всемирная иллюстрация" (1869-98), "Живописное обозрение" (1872-1902, 1904-05), "Иллюстрир. мир" (1879-96), "Огонек" (1879-83, 1899-1918), "Родина" (1879-1917) и др. В лит. приложениях к ним, издававшихся в виде самостоят. ежемес. "тонких" журналов (они иногда выделялись в самостоят. издание, как журнал "Труд", 1889-96), публиковались не только произв. массовой беллетристики, но и соч. ведущих рус. писателей. При имп. Александре III журнальная жизнь в СПб. потеряла свою остроту: разница в идеологич. программах осн. "толстых" Л. ж., в число к-рых вошли также народнически настроенное "Русское богатство" и симпатизировавший зарождающемуся модернистскому движению "Северный вестник", была невелика. Чрезвычайным разнообразием отличалась петерб. лит. журналистика серебряного века. Новые эстетич. направления породили неизвестный ранее тип лит.-худож. журнала, сочетавшего аполитичную утонченность словесно-изобразит. ряда с высоким уровнем полиграф. исполнения. "Мир искусства" С. П. Дягилева и "Аполлон" С. К. Маковского - как образцы этого типа Л. ж. - были связаны с символизмом, как и религ.-филос. журнал "Новый путь" и сменившие его "Вопросы жизни" (1905). Сугубо петерб. лит. явление - акмеизм - нашел отражение в том же "Аполлоне" (с 1913) и журнале "Гиперборей". В условиях крайне обострившегося противостояния в обществе мощным идеологич. оружием стали беллетристич. отделы крупнейших петерб. журналов. Значит. лит. силы объединили: издания общедемокр. направления "Мир Божий" (позднее "Совр. мир"), "Журнал для всех" (1896-1906) В. С. Миролюбова, "Современник" (1911-15) и др.; печатные органы "легальных марксистов" "Начало" (1899) и "Жизнь"; близкий к эсерам журнал "Заветы"; занявший яркую антимилитаристскую позицию в период 1-й мировой войны 1914-18 журнал "Летопись" М. Горького и др. По-прежнему влиятельны были "Вестник Европы" и "Рус. богатство". Полит. события 1905 вызвали к жизни третий и последний взрыв петерб. сатирич. журналистики: журналы "Жупел", "Забияка", "Пулемет" (все 1905-06), "Зритель" (1905-1906 и 1908), "Сигнал" (1905), "Адская почта", "Паяц" (оба 1906) и мн. др. были очень остры и потому быстро закрывались. Чуть позднее в число лучших столичных Л. ж. вошел более умеренный "Сатирикон", от к-рого отделился "Новый сатирикон" (1913-18). Вновь широкое распространение получили альманахи и сборники (сб-ки изд-ва "Знание", "Шиповник", альманах Г. И. Чулкова "Факелы", 1906-08, мн. др.). Из дет. Л. ж. яркостью лит. и худож. талантов выделялся журнал "Тропинка" (1906-12); в разное время были популярны также дет. журналы "Задушевное слово" (1877-1918), "Родник" (1882-1917), "Юный читатель" (1899-1906) и др., из иллюстрир. Л. ж. развлекат. характера - "Аргус" (1913-17) (в числе проч. - "Пробуждение", 1906-18; "Всемирная панорама", 1909-18; "Солнце России", 1910-16, и др.). В 1917-18 все дорев. петрогр. Л. ж. закрыты сов. властями. Нацеленные на создание новой культуры журналы "Пламя" (1918-20) А. В. Луначарского, "Грядущее" (1918-21) исчезли вместе с поддерживавшим их Пролеткультом. Столь же недолговечны, но значительны в лит. отношении были журналы, отразившие разнообразие культурной жизни П. первых послерев. лет: изд. "Дома искусств" и Дома литераторов; журналы "Вестник лит-ры" (1919-22), "Книжный угол" (1918-22) и др. Последним отзвуком символизма стал журнал-альманах изд-ва "Алконост" "Записки мечтателей" (1919-22). Судьба изданий, пытавшихся в 1924 возродить в новых условиях дорев. тип "толстого" Л. ж., сложилась по-разному: "Рус. современник", сосредоточивший крупнейшие лит. силы страны, был вскоре запрещен, а "Звезда" стала осн. журналом города в сов. и постсов. время. Новая идеология наполняла сложившуюся прежде номенклатуру периодич. изданий: выходили сатирич. журналы ("Бегемот", 1922-28; "Смехач", 1924-28; "Пушка", 1926-29, и др.), дет. журналы ("Сев. сияние", 1919-20; "Воробей", затем "Новый Робинзон", 1923-25, и др.); иллюстрир. журналы ("Красная панорама", 1923-30, и др.) и т. д. В 1930-х гг. журнальная жизнь в Л. еще довольно разнообразна: издавались журналы "Резец" (1924-39, с 1940 "Ленинград"), начинавшийся как сугубо пролетарское издание, а затем привлекавший к участию проф. писателей, "Перелом" (1930-32, изд. Об-ва крест. писателей), "Лит. учеба" (1930-34, затем в Москве), "Лит. современник" (1933-41, в 1930-32 "Ленинград"), "Лит. Ленинград" (1933-37) и др.; лучшие писатели и художники города участвовали в дет. журналах "Чиж" и "Еж" и "Костер". Общую централизацию в сфере лит-ры, репрессии, а затем и Вел. Отеч. войну пережили 2 ленингр. Л. ж. - "Звезда" и "Ленинград". Обрушив на них грубую и абсурдную критику, пост. Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14.8.1946 заключило, "что для издания двух лит.-худож. журналов в Ленинграде в настоящее время не имеется надлежащих условий". В том же году "Ленинград" был закрыт. Лишь в 1955 к "Звезде" прибавился журнал "Нева", в 1969 появился молодежный Л. ж. "Аврора" - в условиях парт. контроля и цензурного давления эти 3 издания определяли облик ленингр. лит. периодики до сер. 1980-х гг. Расцвет неподцензурной ленингр. лит-ры, распространявшейся в самиздате в 1950-80-х гг., обусловил появление мн. машинописных Л. ж., более или менее политизированных и противостоявших офиц. изданиям как структурой, так и лит. материалом: "37" (1976-81), "Часы" (1976-90), "Сев. почта" (1979-81); "Митин журнал" (с 1985) - единств. изд., продолжающееся полиграф. способом и ныне, и др. Снятие цензурных запретов, полит. потрясения, переход на новые финанс.-организац. формы деятельности в кон. 1980-х - сер. 1990-х гг. существенно преобразовали структуру периодич. печати в СПб., но значит. перемен в собственно лит. сфере не принесли - осн. Л. ж. в городе остаются "Звезда" и "Нева". В нач. 1990-х гг. широкий резонанс получил наследовавший традициям самиздата и быстро исчезнувший "Вестник новой лит-ры", на периферию лит. жизни ушел журнал "Аврора", авторитетом пользовался выходивший в 1999-2002 критико-библиогр. журнал "Новая рус. книга". В 2002 Б. Н. Стругацкий создал новый "толстый" Л. ж. - "Полдень. XXI век", посвященный науч. фантастике. Лит.: Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950-1965; Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952; Очерки истории русской советской журналистики, 1917-1932. М., 1966; Очерки истории русской советской журналистики, 1933-1945. М., 1968; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Соц.-демокр. и общедемокр. изд. М., 1981; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Бурж.-либер. и модернист. изд. М., 1982; Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Бурж.-либер. и модернист. изд. М., 1984; Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Большевист. и общедемокр. изд. М., 1984; Савицкий С. А. Андеграунд: История и мифы ленингр. неофиц. лит. М., 2002. В. А. Кузнецов, Д. Н. Чердаков. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |