Печать. СМИ // Периодические издания //Журналы // Литературные журналы (общая статья)


Литературные журналы (общая статья)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ. Зарождение рус. лит. журналистики связано с СПб., где в 1728-36 и 1738-42 выходил первый и единств. на тот момент журнал на рус яз. "Примечания к Ведомостям" (назв. менялось), включавший поэтич. и сатирико-нравоучит. материалы. Этот и близкие к нему в жанровом отношении журналы "Ежемесячные сочинения" и "Новые ежемес. сочинения" (1786-96) издавались при АН и носили преим. науч.-популярный характер, однако в них участвовали ведущие писатели эпохи и прослеживалась тенденция к увеличению собственно лит. части и ее жанрово-тематич. разнообразию. Возникшие в 1759 первые частные Л. ж. в России "Трудолюбивая пчела" и "Праздное время, в пользу употребленное" просуществовали недолго, и в 1760-х гг. центр рус. журналистики переместился в Москву.
Возрождение журналистики в СПб. связано с предпринятым имп. Екатериной II в 1769 изд. журнала "Всякая всячина", ориентированного на зап.-европ. образцы сатирич. Л. ж. Последовал всплеск петерб. лит. журналистики: в течение 1769 вышло в свет 8 сатирич. журналов, из к-рых особую роль сыграл "Трутень" Н. И. Новикова, вступивший в жесткую полемику с журналом императрицы. Полемика, переросшая рамки обсуждавшегося вопроса о предмете сатиры, положила начало характерной для рус. лит. журналистики традиции тесного переплетения собственно лит. и обществ.-полит. проблематики. Специфичен тип петерб. сатирич. Л. ж. эпохи: он составлялся гл. обр. одним человеком (издателем) и доставлялся подписчикам в виде еженед. "листков", подлежавших переплету при завершении издания, к-рое мыслилось как единое лит. произв. До 1774 в СПб. выходил еще ряд Л. ж.: "Парнасский щепетильник" М. Д. Чулкова (1770), "Трудолюбивый муравей" (1771), "Старина и новизна" (1772-73) В. Г. Рубана и др., но наиб. значит. след в истории лит-ры оставили журналы Новикова, в частности "Живописец" (1772-73), ряд публикаций к-рого стал важным фактом в развитии рус. повествоват. прозы. Распространение идеологии масонства обусловило появление духовно-нравств. Л. ж. ("Утренний свет" Новикова, 1777-79, затем в Москве; "Утренние часы", 1788-89; "Беседующий гражданин", 1789), к-рые сыграли заметную роль в истории рус. лит. языка - на их страницах происходило формирование рус. нравств.-этич. лексики. Последним крупным петерб. Л. ж. 18 в. стал основанный Е. Р. Дашковой "Собеседник любителей рос. слова" (1783-84), включавший разнообразный лит. материал и приближавшийся в жанровом отношении к будущему "толстому" Л. ж. 19 в. Отголоском расцвета 1769 стали в кон. века острые сатирич. Л. ж. И. А. Крылова "Почта духов" (1789) и "Зритель" (1792; совм. с А. И. Клушиным и П. А. Плавильщиковым). Лит. отдел в просветит. "С.-Петерб. журнале" (1798) И. П. Пнина и А. Ф. Бестужева занимал незначит. место. Лидерство в лит. журналистике в кон. 18 в. перешло к Москве, где осуществлялись важнейшие журнальные проекты Н. М. Карамзина.
Определ. значение в нач. 19 в. имели Л. ж. И. И. Мартынова ("Сев. вестник", 1804-05, и др.), но окончательно летаргия петерб. лит. журналистики была преодолена в 1810-х гг., когда значит. роль в лит. процессе начали играть "Сын Отечества" Н. И. Греча, Л. ж., связанные с деятельностью ВОЛСНХ ("Благонамеренный" А. Е. Измайлова, 1818-26) и ВОЛРС ("Соревнователь просвещения и благотворения", 1818-25) и др. Постепенно вырабатывался традиц. для 19 в. тип ежемес. лит.-критич. журнала (с делением на разделы и большим числом авторов), но до нач. 1830-х гг. Л. ж. были еще очень близки к альманахам-сборникам, популярным в этот период (среди наиб. известных - "Полярная звезда"; "Северные цветы"; "Невский альманах", 1825-33; "Подснежник", 1829-30; "Новоселье" А. Ф. Смирдина, 1833-34). Все Л. ж. выходили под жестким контролем цензуры. Сер. 1830-х гг. ознаменована появлением "Библиотеки для чтения" О. И. Сенковского и "Современника" А. С. Пушкина, ставшего на короткое время лучшим Л. ж. России. С 1839 положение ведущего лит. издания приобрели возобновленные А. А. Краевским "Отечественные записки", к-рые до перехода "Современника" к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву (1846) аккумулировали лучшие лит. силы страны. Из прочих петерб. Л. ж. 1840-х гг. тематич. своеобразием выделялся "Финский вестник" (1845-50; с 1848 "Сев. обозрение"). Полемика между Л. ж. до 1840-х гг. не была еще столь значима в обществ. отношении, поскольку большинство издателей, как и читателей, принадлежали гл. обр. к одному соц. кругу.
Обществ. подъем сер. 1850-х гг. существенно изменил картину рус. журналистики, отражением этого процесса стал раскол в "Современнике" после прихода в него в сер. 1850-х гг. новой редакции во главе с Н. Г. Чернышевским. С этого времени каждый Л. ж. оказывался связан с определ. соц. прослойкой, репрезентируя ее худож. вкусы и обществ. запросы. Идеологию "почвенничества", близкую славянофильской, представляли журналы бр. Достоевских "Время" и "Эпоха"; рупором радикальной части разночинной интеллигенции был журнал "Русское слово" Г. Е. Благосветлова; на консервативно-аристократич. читателя был ориентирован журнал "Гражданин" князя В. П. Мещерского и т. д. Частое закрытие Л. ж. и смена владельцев-издателей в целом не отражались на установившемся в пореформ. России соотношении лит. и обществ.-полит. сил. Так, закрытый в 1866 "Современник" сменили арендованные Некрасовым у Краевского в 1867 "Отеч. записки"; закрытому "Рус. слову" наследовал радикальный журнал "Дело"; интересы либеральной интеллигенции представлял "Вестник Европы" М. М. Стасюлевича и т. д. За каждым Л. ж. закрепился относительно постоянный круг читателей и авторов, и публикация писателя определ. репутации в Л. ж. чуждого направления воспринималась как сенсация.
Оживление обществ. жизни в стране привело в 1860-х гг. ко второму после 18 в. расцвету сатирич. журналистики: особую роль в лит. жизни сыграли созданное Н. А. Добролюбовым сатирич. приложение к "Современнику" "Свисток" (1859-63) и журнал "Искра". Впоследствии собственно сатирич. элемент в "тонких" еженед. иллюстрир. Л. ж. снизился и они существовали в качестве юмористических: наиб. популярностью пользовались журналы "Стрекоза" (1875-1908, 1915-18), "Шут" (1879-1914), "Осколки" (1881-1916) и др. На массового читателя были также рассчитаны развлекат. еженед. иллюстрир. Л. ж., из к-рых выделялись "Нива" А. Ф. Маркса, "Всемирная иллюстрация" (1869-98), "Живописное обозрение" (1872-1902, 1904-05), "Иллюстрир. мир" (1879-96), "Огонек" (1879-83, 1899-1918), "Родина" (1879-1917) и др. В лит. приложениях к ним, издававшихся в виде самостоят. ежемес. "тонких" журналов (они иногда выделялись в самостоят. издание, как журнал "Труд", 1889-96), публиковались не только произв. массовой беллетристики, но и соч. ведущих рус. писателей. При имп. Александре III журнальная жизнь в СПб. потеряла свою остроту: разница в идеологич. программах осн. "толстых" Л. ж., в число к-рых вошли также народнически настроенное "Русское богатство" и симпатизировавший зарождающемуся модернистскому движению "Северный вестник", была невелика.
Чрезвычайным разнообразием отличалась петерб. лит. журналистика серебряного века. Новые эстетич. направления породили неизвестный ранее тип лит.-худож. журнала, сочетавшего аполитичную утонченность словесно-изобразит. ряда с высоким уровнем полиграф. исполнения. "Мир искусства" С. П. Дягилева и "Аполлон" С. К. Маковского - как образцы этого типа Л. ж. - были связаны с символизмом, как и религ.-филос. журнал "Новый путь" и сменившие его "Вопросы жизни" (1905). Сугубо петерб. лит. явление - акмеизм - нашел отражение в том же "Аполлоне" (с 1913) и журнале "Гиперборей".
В условиях крайне обострившегося противостояния в обществе мощным идеологич. оружием стали беллетристич. отделы крупнейших петерб. журналов. Значит. лит. силы объединили: издания общедемокр. направления "Мир Божий" (позднее "Совр. мир"), "Журнал для всех" (1896-1906) В. С. Миролюбова, "Современник" (1911-15) и др.; печатные органы "легальных марксистов" "Начало" (1899) и "Жизнь"; близкий к эсерам журнал "Заветы"; занявший яркую антимилитаристскую позицию в период 1-й мировой войны 1914-18 журнал "Летопись" М. Горького и др. По-прежнему влиятельны были "Вестник Европы" и "Рус. богатство". Полит. события 1905 вызвали к жизни третий и последний взрыв петерб. сатирич. журналистики: журналы "Жупел", "Забияка", "Пулемет" (все 1905-06), "Зритель" (1905-1906 и 1908), "Сигнал" (1905), "Адская почта", "Паяц" (оба 1906) и мн. др. были очень остры и потому быстро закрывались. Чуть позднее в число лучших столичных Л. ж. вошел более умеренный "Сатирикон", от к-рого отделился "Новый сатирикон" (1913-18). Вновь широкое распространение получили альманахи и сборники (сб-ки изд-ва "Знание", "Шиповник", альманах Г. И. Чулкова "Факелы", 1906-08, мн. др.). Из дет. Л. ж. яркостью лит. и худож. талантов выделялся журнал "Тропинка" (1906-12); в разное время были популярны также дет. журналы "Задушевное слово" (1877-1918), "Родник" (1882-1917), "Юный читатель" (1899-1906) и др., из иллюстрир. Л. ж. развлекат. характера - "Аргус" (1913-17) (в числе проч. - "Пробуждение", 1906-18; "Всемирная панорама", 1909-18; "Солнце России", 1910-16, и др.).
В 1917-18 все дорев. петрогр. Л. ж. закрыты сов. властями. Нацеленные на создание новой культуры журналы "Пламя" (1918-20) А. В. Луначарского, "Грядущее" (1918-21) исчезли вместе с поддерживавшим их Пролеткультом. Столь же недолговечны, но значительны в лит. отношении были журналы, отразившие разнообразие культурной жизни П. первых послерев. лет: изд. "Дома искусств" и Дома литераторов; журналы "Вестник лит-ры" (1919-22), "Книжный угол" (1918-22) и др. Последним отзвуком символизма стал журнал-альманах изд-ва "Алконост" "Записки мечтателей" (1919-22). Судьба изданий, пытавшихся в 1924 возродить в новых условиях дорев. тип "толстого" Л. ж., сложилась по-разному: "Рус. современник", сосредоточивший крупнейшие лит. силы страны, был вскоре запрещен, а "Звезда" стала осн. журналом города в сов. и постсов. время. Новая идеология наполняла сложившуюся прежде номенклатуру периодич. изданий: выходили сатирич. журналы ("Бегемот", 1922-28; "Смехач", 1924-28; "Пушка", 1926-29, и др.), дет. журналы ("Сев. сияние", 1919-20; "Воробей", затем "Новый Робинзон", 1923-25, и др.); иллюстрир. журналы ("Красная панорама", 1923-30, и др.) и т. д. В 1930-х гг. журнальная жизнь в Л. еще довольно разнообразна: издавались журналы "Резец" (1924-39, с 1940 "Ленинград"), начинавшийся как сугубо пролетарское издание, а затем привлекавший к участию проф. писателей, "Перелом" (1930-32, изд. Об-ва крест. писателей), "Лит. учеба" (1930-34, затем в Москве), "Лит. современник" (1933-41, в 1930-32 "Ленинград"), "Лит. Ленинград" (1933-37) и др.; лучшие писатели и художники города участвовали в дет. журналах "Чиж" и "Еж" и "Костер". Общую централизацию в сфере лит-ры, репрессии, а затем и Вел. Отеч. войну пережили 2 ленингр. Л. ж. - "Звезда" и "Ленинград". Обрушив на них грубую и абсурдную критику, пост. Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14.8.1946 заключило, "что для издания двух лит.-худож. журналов в Ленинграде в настоящее время не имеется надлежащих условий". В том же году "Ленинград" был закрыт. Лишь в 1955 к "Звезде" прибавился журнал "Нева", в 1969 появился молодежный Л. ж. "Аврора" - в условиях парт. контроля и цензурного давления эти 3 издания определяли облик ленингр. лит. периодики до сер. 1980-х гг. Расцвет неподцензурной ленингр. лит-ры, распространявшейся в самиздате в 1950-80-х гг., обусловил появление мн. машинописных Л. ж., более или менее политизированных и противостоявших офиц. изданиям как структурой, так и лит. материалом: "37" (1976-81), "Часы" (1976-90), "Сев. почта" (1979-81); "Митин журнал" (с 1985) - единств. изд., продолжающееся полиграф. способом и ныне, и др.
Снятие цензурных запретов, полит. потрясения, переход на новые финанс.-организац. формы деятельности в кон. 1980-х - сер. 1990-х гг. существенно преобразовали структуру периодич. печати в СПб., но значит. перемен в собственно лит. сфере не принесли - осн. Л. ж. в городе остаются "Звезда" и "Нева". В нач. 1990-х гг. широкий резонанс получил наследовавший традициям самиздата и быстро исчезнувший "Вестник новой лит-ры", на периферию лит. жизни ушел журнал "Аврора", авторитетом пользовался выходивший в 1999-2002 критико-библиогр. журнал "Новая рус. книга". В 2002 Б. Н. Стругацкий создал новый "толстый" Л. ж. - "Полдень. XXI век", посвященный науч. фантастике.
Лит.: Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950-1965; Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952; Очерки истории русской советской журналистики, 1917-1932. М., 1966; Очерки истории русской советской журналистики, 1933-1945. М., 1968; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Соц.-демокр. и общедемокр. изд. М., 1981; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Бурж.-либер. и модернист. изд. М., 1982; Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Бурж.-либер. и модернист. изд. М., 1984; Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Большевист. и общедемокр. изд. М., 1984; Савицкий С. А. Андеграунд: История и мифы ленингр. неофиц. лит. М., 2002.
В. А. Кузнецов, Д. Н. Чердаков.

ПЕРСОНЫ

Александр III, император
Бестужев Александр Федосеевич
Благосветлов Григорий Евлампиевич
Горький Максим (Алексей Максимович Пешков)
Греч Николай Иванович
Дашкова Екатерина Романовна, княгиня
Добролюбов Николай Александрович
Достоевский Михаил Михайлович
Достоевский Федор Михайлович
Дягилев Сергей Павлович
Екатерина II, императрица
Карамзин Николай Михайлович
Клушин Александр Иванович
Краевский Андрей Александрович
Крылов Иван Андреевич
Луначарский Анатолий Васильевич
Маковский Сергей Константинович
Маркс Адольф Федорович
Мартынов И.И.
Мещерский Владимир Петрович, князь
Миролюбов Виктор Сергеевич
Некрасов Николай Алексеевич
Новиков Николай Иванович
Панаев Иван Иванович
Плавильщиков Петр Алексеевич
Пнин Иван Петрович
Пушкин Александр Сергеевич
Рубан Василий Григорьевич
Сенковский Осип Иванович (Юзеф Юлиан)
Смирдин Александр Филиппович
Стасюлевич Михаил Матвеевич
Стругацкий Борис Натанович
Чернышевский Николай Гаврилович
Чулков Георгий Иванович
Чулков Михаил Дмитриевич

БИБЛИОГРАФИЯ

Очерки по истории русской .журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950-1965

Очерки по истории русской .журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950-1965

Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952

Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952

Очерки истории русской советской журналистики, 1917-1932. М., 1966

Очерки истории русской советской журналистики, 1917-1932. М., 1966

Очерки истории русской советской журналистики, 1933-1945. М., 1968

Очерки истории русской советской журналистики, 1933-1945. М., 1968

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Соц.-демокр. и общедемокр. изд. М., 1981

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Соц.-демокр. и общедемокр. изд. М., 1981

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Бурж.-либер. и модернист. изд. М., 1982

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Бурж.-либер. и модернист. изд. М., 1982

Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Большевист. и общедемокр. изд. М., 1984

Русская литература и журналистика начала XX века, 1905 - 1917: Бурж.-либер. и модернист. изд. М., 1984

Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Большевист. и общедемокр. изд. М., 1984

Русская литература и журналистика начала XX века, 1905 - 1917: Бурж.-либер. и модернист. изд. М., 1984

Савицкий С. А. Андеграунд: История и мифы ленингр. неофиц. лит. М., 2002

Савицкий С. А. Андеграунд: История и мифы ленингр. неофиц. лит. М., 2002


АДРЕСА