Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки // Художественные объединения (общая статья)


Художественные объединения (общая статья)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, объединения художников в целях утверждения общей идейно-эстетической программы, развития проф. деятельности, худож.-образоват. и просветит. работы, благотворительности. Первое Х. о. в СПб. - Об-во поощрения художников (см. Общество поощрения художеств) основано в 1820 предст. аристократии.
В 1863 возникли первые Х. о., образованные художниками - Санкт-Петербургское собрание художников и Артель художников, а в 1870 - Товарищество передвижных художественных выставок.
С 1890-х гг. петерб. худож. жизнь. в значит. мере определялась существованием разл. по форме Х. о. (кружков, об-в, товариществ, артелей), к-рые выступали проводниками разл. идейно-эстетич. программ ("Мир искусства", Новое общество художников, "Союз молодежи"), организаторами выставочно-коммерч. деятельности (Санкт-Петербургское общество художников, Товарищество художников, Община художников), развивали отд. виды изобразит. иск-ва (Общество русских акварелистов), осуществляли просветительскую и благотворительную деятельность (Общество имени А. И. Куинджи, об-во "Мюссаровские понедельники").
В 1917-18 петрогр. Х. о. входили в Союз деятелей искусств, пытавшийся возглавить работу по переустройству худож. жизни страны. В 1918 деятельность большинства дорев. Х. о. прекратилась. В 1920-х гг. возник ряд Х. о., ставивших задачу поиска стиля, соответствующего новой эпохе ("Зорвед", "Круг художников", Мастера аналитического искусства, ленингр. отделение Ассоциации художников рев. России).
Постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке лит.-худож. орг-ций" от 23.4.1932 прекратило существование независимых Х. о. Единственным Х. о. в Л. стало созданное 2.8.1932 ЛО Союза сов. художников (см. Союз художников).
"Оттепель" кон. 1950-х - нач. 1960-х гг. дала возможность для возникновения неформальных Х. о., члены к-рых работали вне рамок социалистич. реализма (круг А. Д. Арефьева, группа "Петербург", школы О. А. Сидлина, В. В. Стерлигова, Г. Я. Длугача и др.). В 1960-70-х гг. ряд неформальных Х о. возник в недрах ЛО Союза художников ("Группа одиннадцати", "Группа восьми" и др.). Не имея возможности участвовать в выставках Союза художников, члены неофиц. Х. о. устраивали "квартирные выставки". Выставки в ДК "Невский" и ДК им. И. И. Газы (см. Газаневская культура) послужили толчком для создания в 1975 Т-ва эксперим. выставок, к-рое объединило художников-нонконформистов. В 1981 создано Т-во эксперим. изобразит. иск-ва.
В кон. 1980-х гг. освобождение иск-ва от гос. цензуры создало предпосылки для развития обществ. и рыночных структур в сфере иск-ва. В СПб. возникли Х. о. "Боевые слоны", "Кочевье", "Митьки", "Новые дикие", "Новые романтики С.-Петербурга", "Новые символисты", "Новые тупые", "Новые художники", "Остров", "Свои", "17 апреля", "Старый город", "Свободная культура" и др. К 2002 в СПб. действует св. 50 Х. о. (обществ. орг-ций, фондов, неформальных групп), в значит. мере определяющих худож. жизнь города.
Лит.: Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справ. СПб., 1992.
О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА