БАКСТ (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866-1924), живописец, график, театр. художник. Учился в АХ (вольнослушатель в 1883-87) и в частных академиях Парижа (1890-е гг.). Акад. АХ (1914). Один из основателей объединения "Мир искусства" и оформитель одноим. журнала. Воплотил в своем творчестве гл. установки связанного с объединением культурно-эстетич. движения. Писал пейзажи, портреты, жанровые картины и декорат. панно: "А. Н. Бенуа" (1898), "Ужин" (1902), "Портрет С. П. Дягилева с няней" (1906), панно "Terror antiquus" (1908, все в ГРМ). Рисовал для петерб. журналов "Художественные сокровища России", "Аполлон", "Сатирикон" и др. Получил европ. известность как театр. художник. Развивал творч. концепцию "живописного театра" как синтетич. вида иск-ва, добиваясь слитности изобразит. элементов с динамикой танца и пантомимы. Оформил балеты "Сердце маркизы" А. Февра (1902) и "Фея кукол" Й. Байера (1903; перенес действие в петерб. Гостиный двор сер. 19 в.) для Эрмитажного театра, трагедии "Ипполит" Еврипида (1902) и "Эдип в Колоне" Софокла (1904) для Александринского театра. В 1906-10 рук. и преподаватель школы рисования и живописи Е. Н. Званцевой. С 1909 оформлял балетные спектакли для Рус. сезонов за границей, с 1911 - худож. дир. антрепризы "Рус. балеты" С. П. Дягилева. Осуществил балетные пост.: "Клеопатра" А. С. Аренского (1909), "Шехеразада" Н. А. Римского-Корсакова (1910), "Дафнис и Хлоя" М. Равеля (1912), "Спящая красавица" П. И. Чайковского (1921) и др. Сотрудничал с труппами А. П. Павловой и И. Л. Рубинштейн, работал для Парижской оперы. Публиковал статьи об иск-ве, театр. костюме, выступал с лекциями.
Жил в СПб. на Кирочной ул., 14, с 1910 - в Париже. В связи с переходом в иудаизм утратил вид на жительство в СПб. В 1912, приехав в столицу, получил предписание покинуть город. Последний раз посетил СПб. в янв. 1914. Умер в Париже.
Лит.: Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975; Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866-1924. Л., 1981. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.