Искусство // Музыка, театр //Персоналия // Асенкова В.Н., (1817-1841), актриса


Асенкова В.Н., (1817-1841), актриса

АСЕНКОВА Варвара Николаевна (1817, СПб. - 1841, там же), актриса. Училась в петерб. Театр. уч-ще (1828-30) и в частном пансионе (оба не окончила). В 1835, подготовленная И. И. Сосницким, дебютировала в Александринском театре как водевильная актриса, с 1836 - в труппе на амплуа инженю и травести. Ловкая, непосредственная, обаятельная, А. соединяла в своей игре грацию и скромность, наивность и кокетство. Музыкальность, изящество, проникновенный мелодичный голос способствовали ранней популярности А.: Роксолана в "Солимане II, или Трех султаншах" Ш.-С. Фавара (1835), Мина в "Лорнете, или Правда глаза колет" Э. Скриба (1835), Катенька в "Отце, каких мало" Н. А. Коровкина (1838), Любочка в "Харьковском женихе, или Доме на две улицы" Д. Т. Ленского (1840) и др. Любила и умела исполнять муж. роли: Керубино в "Свадьбе Фигаро" Бомарше (1835), Юнкер Лелев в "Гусарской стоянке, или Плате тою же монетою" В. И. Орлова (1835), гусар Лазов в "Военных гражданах, или Русские в гостях" Г.А. Пасынкова (1939) и др. Играла Марью Антоновну в первом представлении "Ревизора" (1836) и Софью в "Горе от ума" (1839). В последний период чаще обращалась к драм. ролям, отмеч. в ее интерпретации поэтичностью и душевной глубиной: Офелия в "Гамлете" (1837), Корделия в "Короле Лире" (1838) У. Шекспира, Дочь мельника в "Русалке" А. С. Пушкина (1838) и др. Выступала в пост. мн. драм Н. А. Полевого. А. посвятил несколько поэтич. произв. Н. А. Некрасов.
Похоронена на Смоленском кладб., в 1936 перезахоронена в Некрополе мастеров иск-в с перенесением пам. (разрушен бомбой в 1943, воссоздан с небольшими изменениями в 1955).
Лит.: Брянский А. М. Варвара Николаевна Асенкова, 1817-1841. Л., 1947; Родина Т. М. Варвара Николаевна Асенкова, 1817-1841. М., 1952. А. А. Кириллов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА