Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации // Театры миниатюр (общая статья)
Искусство // Музыка, театр //Эстрада, кабаре, варьете // Театры миниатюр (общая статья)


Театры миниатюр (общая статья)

ТЕАТРЫ МИНИАТЮР, театры малых форм, соединявшие в репертуаре все виды и жанры театр. иск-ва, концертные номера, разл. вставки и т. д. В СПб. изначально возникли как театры-кабаре клубного типа. Наиб. изв. - "Кривое зеркало", в 1910 реорганизованное в Т. м. с ежевечерними представлениями, к-рый специализировался преим. на пародиях (наб. Екатерининского кан., 90; с 1924 подвал на Итальянской ул., 13; с 1927 подвал на Караванной ул., 12). Театр располагал постоянной труппой проф. актеров с универсальными исполнит. способностями, пародировал явления и жанры всего зрелищного спектра культуры, осуществлял постановки пьес Ф. Сологуба, Л. Н. Андреева, Д. Б. Шоу и др. После окт. 1917 репертуар состоял из небольших комедий, часто включавших пантомиму, сатирич. миниатюр, возобновленных дорев. постановок. Т. м. др. типа, размножившиеся в годы 1-й мир. войны 1914-18, возникали на основе быв. кафешантанов (напр., "Павильон де Пари", Садовая ул., 12) и быв. театров фарса (напр., Театр Валентины Лин, с 1912 - Невский просп., 56; с 1914 - Невский просп., 100). Нек-рые коллективы перерождались в Т. м. постепенно, накапливая и перерабатывая опыт зрелищных форм гиньоля, фарса, мелодрамы, обозрения и пр. и сочетая разнохарактерные номера и эпизоды в дробной структуре спектакля, как напр., Литейный театр (1909, с 1912 театр "Мозаика", с 1913 Литейный Интимный театр, Литейный просп., 51). Др. известные дорев. Т. м.: Интимный театр Б. С. Неволина (1915-17, наб. Крюкова кан., 41), Троицкий театр (театр "Миниатюр", Троицкий театр "Миниатюр", 1911-20, Троицкая ул., 18). В канун Окт. рев-ции 1917 в П. работали св. 100 Т. м., преим. коммерч. толка. Наиб. репертуарные авторы Т. м. - А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, В. А. Азов (Ашкинази) и др. После окт. 1917 опыт Т. м. был востребован создателями таких агит.-зрелищных предприятий, как полит. злободневные и плакатные по форме театры рев. сатиры ("теревсаты"), "синяя блуза" (до нач. 1930-х гг.), "живые газеты", сочетавшие в своих выступлениях патетику и сатиру. Аналогом "теревсата" в П. была "Вольная комедия" - театр памфлета и полит. сатиры в нач. пору его деятельности, - организованный мастерами дорев. Т. м. Н. В. Петровым, Н. Н. Евреиновым, Ю. П. Анненковым в подвале быв. Пти-Паласа (с 1920, Итальянская ул., 13; с 1921 в быв. "Павильоне де Пари") и использовавший средства арлекинады, лубка, пантомимы, оперетки, минидрамы. С наступлением НЭПа и новым всплеском театр. коммерч. инициативы в П. возникли Т. м., подобные открытому "Вольной комедией" развлекат. ночному кабаре "Балаганчик" (1921-24). К Т. м. могут быть причислены частная антреприза Свободного театра (1922-28, Невский просп., 72), Театр сатиры Д. Г. Гутмана, заложивший одно из оснований буд. Театра комедии, ранний Мюзик-холл и др. коллективы. С попытками возрождения Т. м. связано возникновение "Театра малых форм", унаследовавшего последний адрес и часть труппы "Кривого зеркала" (1930-33), Театра миниатюр под рук. И. О. Дунаевского и Гутмана (1937-38, Итальянская ул., 13) и др. Борьба с сатирой в 1930-х гг. обескровила иск-во миниатюры, в результате чего созданный в 1939 Театр эстрады и миниатюр (см. А. И. Райкин) мн. годы оставался единств. ленингр. проф. Т. м.
Лит.: Уварова Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983; Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. М., 1995.
А. А. Кириллов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА