ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА ТЕАТР (наб. р. Фонтанки, 65), известен также под назв. петерб. Малый или Суворинский, по имени пред. об-ва, фактич. рук. и владельца театра А. С. Суворина. Создан в 1895 как частный театр Лит.-артистич. кружка (с 1899 Лит.-худож. об-во). При открытии дал ряд представлений в Кононовском зале (наб. р. Мойки, 61) и в Панаевском театре (Адмиралтейская наб., 4, работал здесь также в сезоны 1896/97 и 1901/02). В том же году обосновался в помещении петерб. Имп. Малого, или Апраксинского, театра (наб. р. Фонтанки, 65). После смерти Суворина (1912) носил его имя, с 1914 в ведении его наследников под назв. Театр А. С. Суворина. Рук. театра делали ставку на приглашение изв. актеров, постановки модных, новых и ранее не игравшихся пьес. В труппе в разные годы выступали актеры П. Н. Орленев, П. А. Стрепетова, Л. Б. Яворская, Е. Н. Рощина-Инсарова, А. А. Пасхалова, И. И. Судьбинин, М. А. Михайлов, М. П. Домашева, З. В. Холмская, В. П. Далматов (Лучич), К. В. Бравич, К. Н. Яковлев, Б. С. Глаголин, В. А. Миронова, Е. П. Корчагина-Александровская, В. О. Топорков, М. А. Чехов, Е. А. Полевицкая. Режиссеры: Е. П. Карпов, П. П. Гнедич, Н. Н. Арбатов, Н. А. Попов, Н. Н. Евреинов и др. С труппой театра выступали гастролеры Н. П. Россов, Т. Сальвини, В. Ф. Комиссаржевская, М. В. Дальский. Спектакли отличались богатым и тщательным оформлением, в создании ряда постановок участвовали худ. Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин. Значит. событиями явились первая в России пост. "Власти тьмы" Л. Н. Толстого (1895), "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого и "Преступление и наказание" по Ф. М. Достоевскому, с Орленевым в гл. ролях, "Гроза" А. Н. Островского с Рощиной-Инсаровой - Катериной, первые в СПб. полные сценич. ред. "Веселых расплюевских дней" по "Смерти Тарелкина" А. В. Сухово-Кобылина (1900), "Орлеанской девы" (1895) и "Марии Стюарт" (1900) Ф. Шиллера. Театр открыл рус. публике имя М. Метерлинка, пьесы Э. Ростана. Стимулируя развитие совр. отеч. драматургии, театр проводил ежегодные конкурсы новых пьес. Значит. место в репертуаре занимали обстановочные костюмные романтич. произв., детективный жанр, фарс, мелодрама, сюжеты из великосветской жизни, абстрактно-либеральные драм. опусы. Программные для театра постановки патриотич. пьес из рус. истории порой вызывали заслуженные обвинения в шовинизме. Классич. драматургия У. Шекспира, Лопе де Веги, А. С. Пушкина и др. чаще ставилась в расчете на молодежные утренники. В 1917 владелица А. А. Суворина отказалась от театра, ставшего т-вом (Театр Союза драм. актеров, 1917-18), затем снова частным пр-тием. В 1918 театр перешел в ведение профсоюза сценич. деятелей и в том же году закрылся. В 1903-05 во время Вел. поста на сцене театра ежегодно гастролировал МХТ, мн. годы в великопостный период играла итал. частная опера, весной и летом выступали сборные драм. труппы. Театр располагал собств. театр. школой им. А. С. Суворина, в 1906-10 издавал "Журнал театра Лит.-худож. об-ва" (до 1907 "Театр Лит.-худож. об-ва"). Ныне в здании театра работает Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова. Лит.: Долгов Н. Н. Двадцатилетие театра им. А. С. Суворина. Пг., 1915; Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Нач. XVIII в.- окт. 1917 г.: Обозрение-путеводитель. СПб., 1994. А. А. Кириллов.
|