Гаркуша Олег Николаевич
Гребенщиков Борис Борисович
Кинчев (Панфилов) Константин Евгеньевич
Курёхин Сергей Анатольевич
Панов Андрей Валерьевич
Цой Виктор Робертович
Чистяков Федор
Шевчук Юрий Юлианович
| ||||||||||
Рок-музыка |
||||||||||
РОК-МУЗЫКА (рок, рок-н-ролл), область массовой муз. культуры. В Л. начала формироваться в кон. 1960-х гг. как заимствование преим. в студенч. среде тенденций англо-амер. молодежной музыки (прежде всего творчества группы "Битлз"). Первые рок-группы ("Россияне", "Санкт-Петербург", "Мифы", "Земляне", "Зоопарк", "Последний шанс", "Шестое чувство", "Большой железный колокол" и др.) отрицали идеологичность сов. массовой песни, господствовавшей в отеч. эстраде. В период становления Р.-м. осн. муз. задачами были: овладение специфич. навыками инстр. и вокального исполнительства, принципами аранжировки для ансамбля посредством копирования ("снимания") записей ведущих зап. рок-групп, освоение свинговой манеры интонирования и ритмич. стереотипов. В период формирования ленингр. рок-музыканты опиралась на интонации рус. гор. романса, диссидентскую многозначность авторской песни, а в текстах - на высокие образцы рус. поэзии, что противодействовало подражат. усвоению стилистич. клише зап. рока. В течение 1970-х гг. Р.-м. расширяла свое влияние в СССР в качестве своеобр. муз. идеологии молодежи, до 1980-х гг. существуя в андерграунде. Попыткой сгладить идеологич. конфронтацию было создание в 1982 рок-клуба при ленингр. межсоюзном Доме самодеятельности (ул. Рубинштейна, 13). С одной стороны, рок-клуб предоставлял музыкантам право на проф. деятельность (оплачиваемые концерты, возможность "литовать" тексты, т. е. получать цензурное разрешение на их публ. исполнение, записываться, приобретать инструменты и аппаратуру, проводить фестивали Р.-м. и т. д.), а с другой - позволял идеологически контролировать жизнь в рок-сообществе и творчество рокеров. Популярность Р.-м. в период ее расцвета породила рок-критику (самиздатовские журналы "Рокси", 1977-90; "РИО", 1986-?). Стилевые характеристики сов. Р.-м. окончательно сложились к нач. 1980-х гг. Ленингр. Р.-м. в это время возглавляла рок-движение в СССР. Гл. отличиями зрелой отеч. Р.-м. от зап. являлись соц. реалии текстов, слабо развитое лирич. начало, агрессивность "саунда", протестная сниженность тем песен и лексики, неприятие коммерч. поп-музыки. В это время выдвинулись группы, творчество к-рых определяли талант и личная харизма лидеров - авторов музыки, текста и ведущих исполнителей. Наиб. авторитетные стилевые ориентации: пост-панк ("Аквариум", Б. Гребенщиков; "Кино", В. Цой; "АукцЫон", О. Гаркуша; "Автоматические удовлетворители", А. Панов; а также "АВИА", "Странные игры", "Объект насмешек" и др.); хард-рок ("ДДТ", Ю. Шевчук; "Алиса", К. Кинчев; а также "Телевизор", "Присутствие" и др.); арт-рок ("Джунгли", "Сезон дождей", "Тамбурин", "Охота романтических их)"; фолк-рок ("Ноль", Ф. Чистяков; "Яблоко"), концептуализм ("Поп-механика", С. Курехин). Мн. из этих групп существуют и ныне. В 1990-х гг. авторитет Р.-м. в молодежной культуре СПб. резко снизился в результате ее коммерциализации и сближения с поп-музыкой в рамках шоу-бизнеса. У наиб. заметных групп, возникших в последние годы ("Сплин", "Король и шут", "Ленинград", "Краденое солнце", "Tequila-jazz" и др.), отсутствует однозначная стилевая ориентация, вплоть до исчезновения стереотипов Р.-м. При этом творчество рок-музыкантов активно освещают все петерб. СМИ в рамках информации о совр. рос. шоу-бизнесе, на радиостанции "Рокс" регулярно звучат передачи о творчестве наиб. заметных рок-групп.
Лит.: Рекшан В. Кайф // Нева. 1988. № 3. С. 111-149; Житинский А. Н. Путешествие рок-дилетанта. Л., 1990; Рок. 1955/1991: Информ.-справ. изд. СПб., 1992. Л. Н. Березовчук. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |