Искусство // Кинематограф // ФЭКС


ФЭКС

ФЭКС, Фабрика эксцентризма, творч. объединение, существовавшее в П. (Л.) в 1922-26. Эстетич. программа Ф. близка идеям "Левого фронта иск-в", исканиям В. Э. Мейерхольда и В. В. Маяковского. В то же время очевидно влияние на стилевые концепции Ф. нек-рых теорий рус. "формальной школы", один из видных деятелей к-рой - Ю. Н. Тынянов - был пост. сценаристом Ф. В нач. 1922 основатели Ф. Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, Г. К. Крыжицкий и С. И. Юткевич выпустили манифест "Эксцентризм", в к-ром утверждали его как высшую форму театральности и кинематографичности, осн. на динамике, трюках, апсихологизме. В июле 1922 открылась мастерская Ф. (Фабрика эксцентрич. актера), где практиковались новые методы обучения, базировавшиеся на развитии физ. возможностей артистов, с обязат. преподаванием акробатики, танцев, мастерства жонглера. Ф. пропагандировала "низшие" формы иск-ва: мюзик-холл, цирк, балаган, призывала к "электрификации" и "механизации" театра. Свои теоретич. принципы Ф. реализовала в спектакле Козинцева и Трауберга "Женитьба" (подзаголовок "Трюк в трех действиях", сент. 1922), построенном на комбинации цирк. номеров и эстрадных выходов с куплетами. После постановки в 1923 спектакля "Внешторг на Эйфелевой башне" Ф. переключила свою деятельность в область кино и начала работать как мастерская внутри к/ст "Севзапкино" (ныне "Ленфильм"), соединяя уч. занятия с выпуском фильмов. За время существования Ф. как самост. мастерской Козинцев и Трауберг со своим пост. актерским коллективом поставили 6 фильмов. Среди них наиб. значительны "Шинель" и "СВД", в к-рых продемонстрирован новаторский подход к экранизации классики и трактовке ист. темы в кино. Школа Ф. внесла значит. вклад в развитие актерского иск-ва, воспитала плеяду актеров, среди к-рых - Е. А. Кузьмина, С. З. Магарилл, С. А. Герасимов (в дальнейшем кинореж.), Я. Б. Жеймо, А. А. Костричкин, А. Я. Каплер (в дальнейшем сценарист), О. П. Жаков, П. С. Соболевский. Значителен вклад Ф. в развитие киноязыка. Реж. Козинцев и Трауберг в пост. содружестве с оператором А. Н. Москвиным и худ. Е. Е. Енеем не только добивались стилистич. единства фильма, но и совершили ряд конкретных открытий в области средств кинематографич. выразительности. Открытия "Фэксов" во многом определили дальнейшее развитие отеч. и мирового кино.
Лит.: Недоброво В. В. ФЭКС. Григорий Козинцов, Леонид Трауберг. М.; Л., 1928; Добин Е. С. Козинцев и Трауберг. Л.; М., 1963; Киноведческие записки. М., 1990. № 7: [ФЭКС и эксцентризм: Материалы междунар. конф.]. М., 1990. (Киновед. зап.; № 7). И. В. Сэпман.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА