Музыкальный Петербург: Энцикл. слов. Т. 1: XVIII век. СПб., 1996
библиографические ссылки встречаются в следующих статьях энциклопедии
Искусство
//
Музыка, театр
//
Персоналия
//
АРАЙЯ (Araija)
Франческо (1709 - после 1775), итал. композитор, первый иностр. придворный капельмейстер, автор первой оперы, пост. в СПб. ("Сила любви и ненависти", 1736) и первой оперы на рус. яз. ("Цефал и Прокрис", либретто А. П. Сумарокова, 1755). Приглашен на службу в СПб. вместе с артистами итал. оперы и комедии дель арте придворным скрипачом и шутом П. Мира (Адамкой Педрилло), посланным в Италию для организации постоянно действующего придворного театра.
Искусство
//
Музыка, театр
//
Персоналия
//
БЕЛОГРАДСКАЯ Е
лизавета Тимофеевна (1739, СПб. - после 1764[?]), первая рус. певица (сопрано) и клавесинистка. Дочь лютниста и певца Тимофея Белоградского, камер-медхен при дворе имп. Елизаветы Петровны. В 1753 исполнила партию Прокрис в опере Ф. Арайи "Цефал и Прокрис", к-рая стала первой оперой на рус. текст (А. П. Сумарокова). Пела в произв. для сцены Г. Ф. Раупаха "Прибежище добродетели" и "Альцеста". Участвовала в придворных концертах и торжествах как певица и клавесинистка.
Печать. СМИ
//
Периодические издания
//
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА
. В 1790-х гг. в СПб. появились нотные журналы, печатавшие легкие обработки популярных оперных арий и ансамблей, пьесы для исполнения на клавире, арфе, гитаре: "С.-Петерб. муз. магазин для клавикордов или пианофорте, посвященный женскому полу" (1794-95), "Журнал итал., франц. и рус. арий с аккомпанементом гитары Ж. Б. Энглеза" (1796-97), "Сев. арфа" (1822-29), "Нувеллист. Муз. журнал для фортепиано" (1842-1906) и др. (все назв. на франц. яз.).