ПЕРСОНАЛИЯ

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АКИМОВ Николай Павлович (1901-1968), художник, режиссер, педагог, театр. деятель, нар. арт. СССР (1961). С 1910 жил в Царском Селе, с 1912 - в СПб. Учился в СПб. в Новой худож. мастерской (1916-18), в АХ (ВХУТЕМАС, 1922) - все не закончил. Работал как художник в мастерской плаката петрогр. Пролеткульта (1918), в разл. изд-вах, в т.ч. в "Academia" (1923-31), в кино (с 1928), в цирке (с 1930), в мюзик-холле (1933).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АЛЧЕВСКИЙ Иван Алексеевич (1876-1917), оперный певец, (лирико-драм. тенор). Пению обучался под рук. старшего брата Г. А. Алчевского. В 1896-1901 учился на естеств. ф-те Харьковского ун-та. В 1901-05 в Мариинском театре, где спел св. 20 партий. С 1905 выступал в театрах Европы и США. В 1907-08 солист моск. "Оперы С. И. Зимина". В 1908-10 и 1912-14 - на сцене парижской "Гранд-Опера". В 1914 участвовал в "Рус. сезонах" С. П. Дягилева в Лондоне.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АНДЖАН Антон Иосифович (1892-1974), художник-гример, засл. работник культуры РСФСР (1967). Работал гримером в петерб. театрах, гримировал ведущих артистов Александринского театра. С 1924 в кино; участвовал в создании 60 к/ф. Среди них: трилогия о Максиме (реж. Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг), "Депутат Балтики" (реж. И. Е. Хейфиц и А. Г. Зархи), "Маскарад" (реж. С. А. Герасимов). Особенно успешно А. работал в области ист. портретного грима.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АНДЖОЛИНИ (Angiolini) Доменико Гаспаро Мария (1731-1803), итал. танцовщик, балетмейстер, сценарист, композитор, педагог. В СПб. - 1-й танцовщик и балетм. придворной труппы (1766-86, с перерывами). Реформатор балета 18 в., ратовавший за его превращение в самостоят. серьезное иск-во. Разрабатывая новые для балета темы, предпочитал трагические. Создал в СПб. св. 20 балетов: в операх-сериа и в виде отд. спектаклей.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АНДРЕЕВА-ДЕЛЬМАС Любовь Александровна (урожд. Тищинская; сценич. псевд. Дельмас; по мужу Андреева) (1884-1969, Л.), оперная артистка (меццо-сопрано), камерная певица, педагог. Училась в Петерб. консерватории (1898-1905) по классу пения у Н. А. Ирецкой. Дебютировала в 1905 в Петерб. "Новой опере" (антреприза А. А. Церетели). В 1907-09 гастролировала по разл. городам России. В 1910-11 работала в Петерб. Нар. доме (антреприза Н. Н. Фигнера).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АНДРЕЕВ Василий Васильевич (1861-1918, П.), музыкант, виртуоз игры на балалайке, изобретатель концертной формы инструмента, создатель разл. видов ансамблей и оркестров "нар. инструментов", их репертуара, стиля аранжировок и исполнения, педагог и пропагандист этого вида муз. иск-ва. Коллежский асессор (1907), солист Е. И. В. (1914). Окончил Бежецкую гимназию. В СПб. с 1884.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АРАЙЯ (Araija) Франческо (1709 - после 1775), итал. композитор, первый иностр. придворный капельмейстер, автор первой оперы, пост. в СПб. ("Сила любви и ненависти", 1736) и первой оперы на рус. яз. ("Цефал и Прокрис", либретто А. П. Сумарокова, 1755). Приглашен на службу в СПб. вместе с артистами итал. оперы и комедии дель арте придворным скрипачом и шутом П. Мира (Адамкой Педрилло), посланным в Италию для организации постоянно действующего придворного театра.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) (1884, СПб. - 1949), музыковед, композитор, нар. арт. СССР (1946), акад. АН СССР (1946). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1908) и Консерваторию (1910). С 1910 концертмейстер балета Мариинского театра, выступал как критик в журнале "Музыка" и др. периодич. изданиях. В 1919-30 работал в Истории искусств институте, сотрудничал с Большим драматическим театром, c об-вом "Старый Петербург". С 1925 проф. консерватории.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АСЕНКОВА Варвара Николаевна (1817, СПб. - 1841, там же), актриса. Училась в петерб. Театр. уч-ще (1828-30) и в частном пансионе (оба не окончила). В 1835, подготовленная И. И. Сосницким, дебютировала в Александринском театре как водевильная актриса, с 1836 - в труппе на амплуа инженю и травести. Ловкая, непосредственная, обаятельная, А. соединяла в своей игре грацию и скромность, наивность и кокетство.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АУЭР Леопольд (1845-1930), скрипач, педагог, дирижер, ученик Й. Иоахима. Выходец из Австро-Венгрии. В СПб. в 1868-1917. Во время гастролей в Лондоне познакомился с А. Г. Рубинштейном и был приглашен преподавать в петерб. Консерватории (проф. с 1868); солист и дирижер симф. собраний Русского музыкального общества, солист балетного оркестра Мариинского театра и Имп. двора. Для А. сочиняли П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Глазунов, С. И. Танеев.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836-1910, СПб.), композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Учился на матем. ф-те Казанского ун-та. В СПб. с 1855, в 1856 дебютировал как комп. и пианист в Университетских концертах. В 1856-62 завязал отношения с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, В. В. Стасовым, стал лидером этого кружка, изв. под назв. "Балакиревский кружок", "Новая рус. муз. Школа", "Могучая кучка".
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БАТТИСТИНИ (Battistini) Маттиа (1856-1928), итал. певец, баритон. Обладал мягким выразительным голосом с развитым верхним регистром, был любимцем публики. Дебютировал в 1878 в Риме. Репертуар Б. включал партии в операх Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнера. В СПб. выступал в 1893-1914 в составе частных итал. антреприз. Его наиболее удачными партиями были: Риголетто, Дон Карлос, Яго, Макбет Дж. Верди; Скарпьо в "Тоске" Дж. Пуччини.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БЕЛОГРАДСКАЯ Елизавета Тимофеевна (1739, СПб. - после 1764[?]), первая рус. певица (сопрано) и клавесинистка. Дочь лютниста и певца Тимофея Белоградского, камер-медхен при дворе имп. Елизаветы Петровны. В 1753 исполнила партию Прокрис в опере Ф. Арайи "Цефал и Прокрис", к-рая стала первой оперой на рус. текст (А. П. Сумарокова). Пела в произв. для сцены Г. Ф. Раупаха "Прибежище добродетели" и "Альцеста". Участвовала в придворных концертах и торжествах как певица и клавесинистка.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович (1836, СПб. - 1903, там же), лесопромышленник, меценат, муз. деятель и нотоиздатель, музыкант-любитель. Окончил нем. Реформатское уч-ще (1851), участвовал в любит. квартетах и оркестрах, чл. нем. певч. кружка. С 1880 чл., с 1898 пред. Об-ва камерной музыки (1878-1917). С того же времени устраивал в своем доме (Николаевская, ныне ул. Марата, 50; мем. доска) квартетные собрания, к-рые постепенно переросли в "Беляевские пятницы", проходившие до его кончины.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БОГДАНОВА-ЧЕСНОКОВА Гликерия Васильевна (1904, СПб. - 1983, Л.), артистка оперетты, нар. арт. РСФСР (1970). Дебютировала в 1920 в Александринском театре (Люсиль в пьесе Ж.-Б. Мольера "Мещанин во дворянстве"). В 1924 окончила Школу рус. драмы в Л. (училась у В. Н. Давыдова). В 1925-45 работала в "Свободном театре", театре Губпрофсовета, Мюзик-холле, Театре эстрады и миниатюр, Обл. театре оперетты и др. С 1946 артистка Театра музыкальной комедии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12