СТАТЬИ
Бульвары
Набережные
Переулки
Площади
Проспекты
Улицы
Шоссе, дороги
Хроника
Санкт-Петербурга
Список основной литературы
О проекте
ШОССЕ, ДОРОГИ
Топография города
//
Городская сеть
//
Шоссе, дороги
//
ЛАНСКОЕ ШОССЕ (в 1830-1850-х гг. - Ланской просп., Ланская дорога, в 1962-91 просп. Смирнова)
, между наб. Черной речки и просп. Энгельса. Назв. по фам. землевладельцев Ланских, через обширное имение к-рых был проложен проспект. 2-е назв. в честь пред. Ленгорисполкома Н. И. Смирнова (1906-62). Застроен в 1950-70-х гг. (арх. О. И. Гурьев, Н. М. Назарьин, В. М. Фромзель). В 1965 возведен к/т "Максим" (арх. В. Ф. Белов, О. В. Васильева, Л. И. Шимакова).
Топография города
//
Городская сеть
//
Шоссе, дороги
//
МИТРОФАНЬЕВСКОЕ ШОССЕ (до 1890-х гг. Б. Митрофаньевская дорога)
, между пл. Балтийского вокзала и Ялтинской ул., параллельно Варшавской ж.-д. линии. Проложена в 1-й пол. 19 в. как дорога на Митрофаньевское кладб. (находилось на месте совр. домов 13-15 и 16-22). В кон. 19 - нач. 20 вв. застраивалось корпусами пром. пр-тий.
Топография города
//
Городская сеть
//
Шоссе, дороги
//
МОСКОВСКОЕ ШОССЕ
, между пл. Победы и линией Окружной ж. д., продолжает Московский просп. Возникло в 1-й четв. 18 в. как дорога к Сарской мызе (Царское Село) и далее на Новгород и Москву (в 18 в. наз. Б. Московская дорога и Новгородская дорога, с 19 в. - М. ш.). В 1950 участок от Рощинской ул. до пл. Победы присоединен к Московскому просп. Застраивалось в сов. время. В 1933-34 возведено здание Мясокомб-та им. С М. Кирова (д. 13, ныне ОАО "Самсон").
Топография города
//
Городская сеть
//
Шоссе, дороги
//
ПЕТЕРГОФСКАЯ ДОРОГА (Петергофская першпектива)
, назв. в 18 в. части Нарвской дороги на отрезке от СПб. до Петергофа, проходившей вдоль юж. берега Финского зал. (ныне трасса Старо-Петергофского проспекта, Стачек проспекта и Петергофского ш.). Вскоре после основания СПб. царь Петр I раздал участки вдоль П. д. своим приближенным и на них началось стр-во "увеселит. дач".
Топография города
//
Городская сеть
//
Шоссе, дороги
//
ПРИМОРСКОЕ ШОССЕ
, проходит вдоль берега Финского зал. (отсюда назв. с 1974) через г. Сестрорецк и поселки Курортного р-на СПб. Для П. ш. характерны неожиданные повороты, подступающие к дороге лесные массивы, мор. панорамы, что делает его любимым местом прогулок горожан. Близ П. ш. сохранились многочисл. дерев. и кам. дачи кон. 19 - нач. 20 вв.: д. 411 - усадьба И. Е. Репина "Пенаты"; д. 471 - дом, где жил комп.
Топография города
//
Городская сеть
//
Шоссе, дороги
//
ПУЛКОВСКОЕ ШОССЕ (до 1974 Киевское шоссе)
, от пл. Победы до границы города, является продолжением Московского проспекта, проходит по линии Пулковского меридиана и замыкается на купол Пулковской обсерватории. Развилка дорог у совр. пл. Победы именовалась Средней Рогаткой (или "Четыре руки" - по стоявшему здесь указателю). По левой стороне П. ш. в 1970-80-х гг. сооружен жил. квартал из домов 137-й серии (арх.
Топография города
//
Городская сеть
//
Шоссе, дороги
//
РЕВОЛЮЦИИ ШОССЕ (до 1923 Пороховское ш.)
, между Пискаревским просп. и ул. Коммуны. Названо в честь победы Окт. рев-ции. Проложено в 1-й четв. 18 в. как дорога к Пороховому з-ду (отсюда 1-е назв.). В 1781-85 построена Илии пророка церковь (д. 75). К кон. 19 в. основу застройки составляли дерев. жил. дома и здания Охтинского порохового з-да. В период блокады 1941-44 по трассе Р. ш. проходила "Дорога жизни".
Топография города
//
Городская сеть
//
Шоссе, дороги
//
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДУГОВАЯ МАГИСТРАЛЬ (ЦДМ)
, автотрансп. система, одна из гл. трасс СПб. Создание ЦДМ с целью исключения сквозного проезда по городу транзитного грузового автотранспорта предусмотрено Ген. планами Л. 1966 и 1987, стр-во велось с нач. 1960-х гг. ЦДМ соединяет центры новых жил. р-нов, выходя на С. и Ю. на вылетные магистрали - Приморское и Петергофское шоссе.