Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

АНИКУШИН Михаил Константинович (1917-1997, СПб.), скульптор, д. ч. АХ СССР, нар. худ. СССР (1963), пред. правления Ленингр. отд. Союза художников (1962-72, 1986-90), Герой Соц. Труда (1977), Поч. гражданин СПб. (1997). Учился в АХ (1937-41, 1945-47) у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева; преподавал там же с 1947. Предст. традиционализма в сов. школе скульптуры.
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Печать. СМИ // Персоналия //

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861, СПб.), критик, публицист, поэт. Учился в Нижегородском духовном уч-ще и духовной семинарии. С 1853 в СПб. Окончил ист.-филол. ф-т Гл. пед. ин-та при Петерб. ун-те (1857). Один из ведущих критиков журнала "Современник" (с 1858 ред. отдела критики и библиографии), в 1859-60 составитель, ред. и осн. автор сатирич. отдела "Современника" - "Свисток"; соратник Н. Г. Чернышевского.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Медицина. Здравоохранение // Научно-исследовательские и учебные учреждения и организации //
Наука. Образование // Учебные заведения //

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. акад. И. П. Павлова С.-Петерб. гос. (ул. Льва Толстого, 6/8), осн. на пожертвования в 1897 как первый в стране Жен. мед. ин-т (преемник Жен. врачебных курсов при МХА, осн. в 1872). Гл. здание (арх. Е. С. Воротилов) и общежитие (арх. А. Н. Векшинский) сооружены в 1897. В 1904 ин-т переведен на казенное содержание и приравнен к мед. ф-там ун-тов. В 1918 преобразован в 1-й Петрогр. (с 1924 Ленингр.) мед. ин-т (в 1936 присвоено имя И. П. Павлова).
Топография города // Зеленые пространства //Сады //

МИХАЙЛОВСКИЙ САД, памятник садово-паркового иск-ва 1-й трети 19 в. Гор. сад (пл. 8,7 га) на терр., ограниченной Михайловским дворцом, набережными кан. Грибоедова и р. Мойки и Садовой ул. Происходит от сада, устроенного в 1713 на юж. берегу Мойки вокруг дерев. Летнего дворца имп. Екатерины I. В 1743-45 при стр-ве Летнего дворца имп. Елизаветы Петровны на этом месте разбит новый сад регулярной планировки (т. н. Третий Летний сад) с фигурными прудами, боскетами, павильонами и проч. (арх.
Архитектура // Скульптура, монументы //

МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН, утвержден 12.4.1918 Декретом Совнаркома "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Рос. Социалистич. Рев-ции" ("О памятниках Республики").
Медицина. Здравоохранение // Научно-исследовательские и учебные учреждения и организации //
Наука. Образование // Научные и проектные учреждения //

РЕНТГЕНОРАДИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Центральный н.-и. (пос. Песочный, Ленинградская ул., 70/4), осн. в 1918 как мед.-биол. отдел Гос. рентгенологич. и радиологич. ин-та (создан по инициативе М. И. Неменова в здании Б-цы в память имп. Александра II С.-Петерб. Благотворит. об-ва последователей гомеопатии; ныне ул. Рентгена, 8). В 1920 преобразован в Центр. рентгенологич., радиологич. и раковый ин-т (дир. М. И. Неменов; 1920-50). Перед зданием установлен временный (1920, скульп.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

СИНАЙСКИЙ Виктор Александрович (1893-1968, Л.), скульптор. Учился в АХ у В. А. Беклемишева, Г. Р. Залемана (1917-20) и А. Т. Матвеева (1921-22); преподавал там же (1921-51, с перерывами; среди учеников - М. К. Аникушин) и в Ленингр. высш. худож.-пром. уч-ще (1951-65). По монументальной пропаганды плану исполнил бюст Ф. Лассаля (гипс, установлен в 1918 на Невском просп., не сохр.; вариант в граните, 1921, ГРМ).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ШУБИН (до 1761 Шубной) Федот Иванович (1740-1805, СПб.), скульптор. С 1759 жил в СПб. В 1761-67 учился в АХ; пенсионер АХ в Париже (1767-70) и Риме (1770-72). Акад. (1774), проф. АХ (1794). Творчески переработав пластич. идеи франц. рококо и рус. классицизма, выработал собств. стиль портретного бюста, положив в его основу аналитич. подход к натуре, раскрывающий сложный внутр. мир портретируемого. Работал преим. в мраморе, достигая тончайших живописных эффектов фактуры.