СКУЛЬПТУРА, МОНУМЕНТЫ

 
1 2 3
Архитектура // Скульптура, монументы //

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА ("Александрийский столп"), пам. победы в Отеч. войне 1812 на Дворцовой площади. Названа в честь имп. Александра I. Сооружена в 1830-34 (арх. А. А. Монферран).
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПАМЯТНИКИ. Первые памятники, посвященные героич. обороне Л., появились в 1944 - сразу после снятия блокады: бетонные стелы с изображением ордена Отеч. войны в память оборонит. боев 1941-42 у д. Ям-Ижора, ст. Урицк (Лигово), в парке "Сосновая Поляна", пилоны на линии фронта под Пулковом (арх. К. Л. Иогансен, В. А. Петров). В честь Победы в сент. 1945 заложены Московский парк Победы и Приморский парк Победы.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВЕРСТОВЫЕ СТОЛБЫ, дорожные знаки в виде обелисков из гранита или мрамора, ставились на расстоянии 1 версты друг от друга на дорогах от СПб. до Царского Села и Петергофа. Решение об установке В. с. принято в 1764, они изготавливались в строит. мастерских Исаакиевского собора. На Царскосельской дороге работы по установке В. с. проводились в 1774-75 (сохр. 9 В. с.), на Петергофской дороге - в 1780-х гг. (сохр. 8 В. с.). На первом и последнем В. с. были установлены солнечные часы.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВОДОМЕРНЫЙ СТОЛБ, на правом берегу р. Мойки, за Синим мостом. Сооружен в 1970-71 (арх. В. А. Петров, инж. П. С. Панфилов) в виде 4-гранного обелиска, врезанного в гранитную облицовку набережной. Нижняя часть В. с. уходит в воду, по делениям на гранях виден уровень воды на данный момент. На В. с. указаны уровни подъема воды во время крупнейших наводнений (1824, 1903, 1924, 1955, 1967).
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВОЙНЕ 1812-14 ПАМЯТНИКИ, мем. сооружения в честь побед рос. армии в Отеч. войне 1812 и в кампаниях 1813-14 против имп. Наполеона I на терр. Европы, завершившихся вступлением союзных войск в Париж 19.3.1814. Проекты врем. триумфальных ворот для встречи возвращавшихся на родину войск гвардии разработаны арх. В. П. Стасовым и Дж. Кваренги (последний принят к осуществлению).
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВОСКОВАЯ ПЕРСОНА ПЕТРА I, фигура имп. Петра I в натуральную величину, создана скульп. Б. Растрелли из воска и дерева в 1725 по заказу имп. Екатерины I. Лицо выполнено по посмертной и прижизненной маскам и точно повторяет облик императора, фигура строго соответствует посмертным анатомич. обмерам его тела.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ГЕРОИЧЕСКИМ ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА МОНУМЕНТ, открыт на пл. Победы 9.5.1975 (подземный памятный зал - 23.2.1978). Архит.-скульпт. композиция, доминанта к-рой - 48-метровый обелиск из блоков красного гранита. У его подножия - 5-метровая бронз. скульптура "Победители". За обелиском - открытый круглый зал, опоясанный "разорванным кольцом" из бетона и гранита со скульпт. группой на постаменте из лабрадорита "Блокада".
Архитектура // Скульптура, монументы //

"ГРОМ-КАМЕНЬ", название валуна, послужившего пьедесталом для конной статуи имп. Петра I (см. "Медный всадник"). Обнаружен в 1768 в лесу близ д. Конная Лахта местным жителем С. Г. Вишняковым (назывался "Г.-к." потому что, по преданию, "громом" у него был отбит угол). Скульп.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. Иск-во монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итал., голл., нем. мастерами, носили преим. дидактич. характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов. Монументальные рельефы: Петровские ворота (скульп. К. Оснер); фасады Летнего дворца (скульп.
Архитектура // Скульптура, монументы //

"ДОРОГИ ЖИЗНИ" МОНУМЕНТЫ, см. в ст. "Зеленый пояс Славы".
Архитектура // Скульптура, монументы //

ЕКАТЕРИНЕ II ПАМЯТНИК, открыт на Александринской пл. перед Александринским театром (с 1923 пл. Островского) 24.11.1873. Худ. М. О. Микешин работал над пам. с 1860. Проект утвержден в 1872. В это время уже началось сооружение постамента из 600 блоков сердобольского гранита. Для доставки камней массой до 50 т с о-вов Валаамского архипелага были построены спец. суда. От пристани к строит. площадке проложены спец. переносные рельсы, изготовленные на з-де Сан-Галли.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ ПАМЯТНИКИ. Закладной камень пам. "Жертвам политических репрессий в Петрограде - Ленинграде" поставлен в 1990 на пл. Революции, к-рой в 1991 возвращено ист. назв. Троицкая пл. Местоположение буд. пам. определялось близостью к Музею Окт. рев-ции (Кшесинской особняк), свидетелю событий 1917, и Дому политкаторжан, в к-ром жили ветераны рев. движения.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ЖЕРТВАМ РЕВОЛЮЦИИ ПАМЯТНИКИ. Первый пам. "Борцам революции" сооружен на Марсовом поле. 23(5.4).3.1917 здесь состоялись торжеств. похороны 184 из 1382 горожан, погибших в уличных боях во время Февр. рев-ции 1917 (в демонстрации участвовало ок. 800 тыс. чел.). Каждому из погибших Петропавловская крепость салютовала пушечным выстрелом. На трибуне находились ветераны рев. движения В. И. Засулич, Г. А. Лопатин, В. Н. Фигнер.
Архитектура // Скульптура, монументы //

"ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС СЛАВЫ", комплекс мем. сооружений и зеленых насаждений на рубежах Ленинградской битвы 1941-44. Идея создания комплекса выдвинута поэтом-фронтовиком М. А. Дудиным на страницах газ. "Смена" 23.2.1965. Мем. знаки установлены по 200-километровому кольцу блокады, "Дороге жизни" (с памятными километровыми столбами) и на Ораниенбаумском плацдарме. В основе размещения памятников - рубеж, на к-ром наступление гитлеровцев было остановлено в сент. 1941.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ЛЕНИНУ В. И. ПАМЯТНИКИ. После смерти В. И. Ульянова (Ленина) (1924) Совнарком принял постановление об увековечении памяти создателя Сов. гос-ва. Первые Л. п. открыты в авг. 1926 у "Невского з-да" на просп. Обуховской Обороны и з-да "Красный Выборжец" на Свердловской наб. Сооружение памятников и бюстов Л. стало офиц. традицией, их открытие было приурочено к "красным датам" сов. календаря. Большинство памятников имеет типовой характер и не представляет худож. ценности.
1 2 3