Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876-1942), график и театр. художник, д-р искусствоведения (1939). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1895-98), в школе-мастерской княгини М. К. Тенишевой (1898-1900) и в АХ (1900-04). Одноврем. окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1900). Чл. объединения "Мир искусства" (с 1900). В 1905-06 занимался сатирич. графикой, публиковал карикатуры в журналах "Адская почта" и "Жупел".
Общественная жизнь // Благотворительность //

МЕЦЕНАТСТВО, бескорыстное финанс. и др. участие в развитии культуры, науки, помощь ее деятелям и т. д. Начало М. в СПб. положено царем Петром I, к-рый собирал произведения иск-ва и разл. раритеты (на их основе в 1714 создан первый рос. публ. музей - Кунсткамера), содействовал обучению архитекторов, живописцев, мастеров и т. д. Худож. коллекции имели А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Я. В. Брюс и др. Одним из первых петерб.
Печать. СМИ // Периодические издания //Журналы //

"МИР ИСКУССТВА", лит.-худож. журнал. Осн. в 1898 С. П. Дягилевым при участии членов одноим. кружка (см. "Мир искусства"). Редакция - в доме Дягилева (Литейный просп., 45; с 1900 - наб. р. Фонтанки, 11). Издавался до 1904, в 1899-1900 - 2 раза в месяц, с 1901 - ежемес. (вышло 96 номеров). Ред.-изд. - Дягилев (в 1904 совм. с А. Н. Бенуа); изд. - княгиня М. К. Тенишева и С. И. Морозов (до 1900).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), живописец, график и педагог. С 1863 жил в СПб. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1863) у И. Н. Крамского и в АХ (1864-71) у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа; в 1873-76 пенсионер в Италии и Франции. В 1893-1907 преподавал в АХ (проф.-рук. мастерской, с 1893 д. ч. АХ, в 1898-99 ректор), в 1890-х гг. - в худож. школе княгини М. К. Тенишевой. С 1878 чл. Товарищества передвижных художественных выставок. Глава рус. реалистич. школы живописи.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

СЕРЕБРЯКОВА (урожд. Лансере) Зинаида Евгеньевна (1884-1967), живописец. Дочь скульп. Е. А. Лансере, сестра Е. Е. Лансере. С 1886 жила в СПб. в доме деда - Н. Л. Бенуа. Училась в школе-мастерской княгини М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (1901), в мастерской О. Э. Браза (1903-05) и в академии Гранд Шомьер в Париже (1905-06). Следовала традициям рус. живописи 1-й пол. 19 в., иск-ва эпохи классицизма и Возрождения.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //
Общественная жизнь // Персоналия //

ТЕНИШЕВА (урожд. Пятковская) Мария Клавдиевна (1867 или 1864, СПб. - 1928), княгиня, обществ. деятель, меценат, художник. Жена князя В. Н. Тенишева. Училась в Центр. уч-ще техн. рисования у Я. Ф. Ционглинского и И. Е. Репина и в академии Р. Жульена в Париже. В 1894 основала в семейном особняке (Галерная ул., 13) студию живописи и рисунка под рук. Репина.
Экономика // Персоналия //

ТЕНИШЕВ Вячеслав Николаевич (1843-1903), князь, предприниматель и меценат, камергер (1900). Муж М. К. Тенишевой. Окончил Политехникум в Карлсруэ (1864). В 1870-90-х гг. занимался предпринимательством, был одним из основателей Брянского рельсопрокатного, железоделат. и механич. з-да (осн. в 1873), состоял чл. Совета С.-Петерб. междунар. банка. В СПб. владел электромеханич. з-дом и конторой по продаже электротехн. приборов. Был чл. дирекции Петерб. консерватории, в 1883-87 пред.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ТРУБЕЦКОЙ Павел (Паоло) Петрович (1866-1938), князь, скульптор. Учился (гл. обр. самостоятельно) и жил в Италии, в 1897-1906 жил в Москве и СПб., с 1906 - во Франции, США, Италии; в СПб. бывал в 1907-14. Один из основоположников импрессионизма в рус. пластике. Создавал жанровые, анималистич., портретные статуэтки и бюсты в импрессионистской манере: княгиня М. К. Тенишева (1899), Л. Н. Толстой (1899), С. Ю. Витте (1901; все - бронза; в ГРМ).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ЧЕХОНИН Сергей Васильевич (1878-1936), художник-график. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1896-97) и в школе княгини М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (1897-1900). Автор изысканных графич. композиций, основанных на декорат.-орнаментальной стилизации мотивов рус. ампира, в сов. период - в сочетании с рев. символикой и лозунгами ("сов. ампир").