МЕЦЕНАТСТВО, бескорыстное финанс. и др. участие в развитии культуры, науки, помощь ее деятелям и т. д. Начало М. в СПб. положено царем Петром I, к-рый собирал произведения иск-ва и разл. раритеты (на их основе в 1714 создан первый рос. публ. музей - Кунсткамера), содействовал обучению архитекторов, живописцев, мастеров и т. д. Худож. коллекции имели А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Я. В. Брюс и др. Одним из первых петерб. меценатов в сер. 18 в. был князь Н. Ю. Трубецкой, оказывавший покровительство актеру Ф. Г. Волкову, поэту А. Д. Кантемиру и др. Среди видных меценатов 18 в. - графы Шереметевы, Шуваловы, Строгановы, Разумовские, князья Голицыны, Юсуповы, а также Нарышкины. Представители этих аристократич. родов имели собств. картинные галереи, театры, оркестры и пр., поддерживали художников, архитекторов, ученых (в их числе А. Н. Воронихин, Ф. И. Шубин, М. В. Ломоносов и др.), содействовали устройству науч. и культурных учреждений (И. И. Шувалов сыграл определяющую роль в организации Моск. ун-та и Петерб. АХ). Среди меценатов нач. 19 в. - высокообразованные аристократы, часто люди иск-ва (братья Виельгорские, А. Ф. Львов и др.). В салонах бр. Виельгорских, графов Лавалей, Румянцевых и др. получили известность М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь, Д. В. Григорович, К. П. Брюллов и мн. др. Меценаты-коллекционеры организовывали частные музеи (Русский музеум П. П. Свиньина, Румянцевский музеум и др). Видными меценатами были мн. представители имп. фамилии: имп. Екатерина II на основе приобретенных по ее повелению коллекций основала Эрмитаж; имп. Александр III на основе коллекций имп. дома учредил Русский музей и т. д. Члены имп. фамилии оказывали помощь деятелям культуры, науки, при их финанс. и личном участии основаны Рус. муз. об-во, Петерб. консерватория и др. Вел. князь Николай Михайлович поддерживал деятельность Рус. ист. об-ва (с 1909 его пред.), финансировал разл. науч. издания. С сер. 19 в. М. получило широкое распространение в среде купечества, для к-рого благотворительность и М. сделались традицией. Первыми купцами-меценатами были Демидовы: братья П. А. и Н. А. Демидовы собирали худож. произведения, заказывали картины, скульптуры, опекали деятелей культуры и т. п. П. Н. Демидов учредил науч. Демидовские премии, А. Н. Демидов подарил часть своих коллекций Эрмитажу. В нач. 19 в. выделялся купец-меценат и коллекционер В. Ф. Громов (наб. р. Фонтанки, 22, мем. доска). Видными меценатами были купцы Елисеевы: Г. Г. Елисеев в 1904 построил театр в здании торг. дома на Невском просп., 56 (ныне Театр Комедии), С. Г. Елисеев подарил Эрмитажу коллекцию произведений франц. скульп. О. Родена и др. Широкую известность получила меценатская деятельность баронов Гинцбургов: Г. Е. Гинцбург в 1909-10 учредил стипендии в Консерватории, был одним из создателей Петерб. археол. ин-та и ряда др. учреждений культуры; ученый-востоковед Д. Г. Гинцбург финансировал издание "Еврейской энциклопедии" и др. Среди купцов-коллекционеров в сер. 19 в. наиб. известны А. П. Сапожников (его собрание зап.-европ. живописи пополнило коллекцию Эрмитажа) и В. А. Кокорев (его собрание картин рус. художников вошло в коллекцию Рус. музея). На собств. средства оснащали науч. экспедиции в сер. 19 в. золотопромышленники-меценаты В. Н. Латкин и М. К. Сидоров. Банкир барон А. Л. Штиглиц в 1879 основал Уч-ще техн. рисования (Соляной пер., 13). Издатель А. С. Суворин в 1896 открыл частный Театр Лит.-худож. об-ва (наб. р. Фонтанки, 65, ныне БДТ). Издатели и книготорговцы И. В. Сленин, А. Ф. Смирдин, И. Т. Лисенков и др. поддерживали литераторов путем покупки у них прав на издание, завышением ставок гонорара, вкладывали деньги в издание журналов, альманахов. Своеобр. меценатами по роду деятельности были предприниматели - устроители увеселит. садов: И. И. Излер (театры в саду Заведения искусств. минеральных вод); П. В. Тумпаков (оперетта в саду-театре "Летний Буфф") и др. Лесопромышленник М. П. Беляев поддерживал композиторов А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова и др. (т. н. Беляевский кружок), в 1884-85 основал Рус. симф. концерты, учредил Глинкинские премии, организовал нотное изд-во и др. Видный гос. деятель А. А. Половцов финансировал науч. проекты, вкладывал средства в издание сборников Рус. ист. об-ва, Рус. биографич. словаря и др. Князь В. Н. Тенишев открыл в 1900 Коммерч. уч-ще (Моховая ул., 35; см. Тенишевское училище), вместе с женой М. К. Тенишевой делал дары петерб. музеям из своих коллекций. После окт. 1917 М. исчезло, возрождается с нач. 1990-х гг. в форме спонсорско-корпоративной деятельности банков, крупных пр-тий и фирм, оказывающих финанс. поддержку разл. культурным проектам (фестивалям, конкурсам, выставкам), финансирующих стр-во объектов культуры, устройство памятников и т. п. Возрождается традиция М. частных лиц: создание частного лицея и реставрация дома Ротоста в Павловске на средства предпринимателя С. Э. Гутцайта; финансирование М. Л. Ростроповичем муз. школы его имени (Измайловский просп., 8) и др. Лит.: Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге, 1703-1917: Тез. докл. конф. / Гос. Эрмитаж. СПб., 1995; Коллекционеры, меценаты, благотворители: (Россия, XVIII-ХХ вв.): [Биобиблиогр. слов.]. СПб., 1996; Филиппов А. В. Петербургское меценатство в XVIII - начале XX века // Петербургские чтения-96. СПб., 1996. С. 126-129. Ю. Н. Кружнов.
|