Архитектура // Персоналия //

БОНШТЕДТ (Bonschtedt) Любим Любимович (Людвиг) (1822, СПб. - 1885), архитектор, акад. (1846), проф. АХ (1858), надворный советник. Подданный Баварского королевства. Получил архит. образование в Берлине у К.-Ф. Шинкеля, окончил Всеобщую строит. школу и Берлинскую АХ. В 1843 возвратился в СПб. и получил в АХ звание свободного художника.
Городское управление // Органы власти //

ГОРОДСКАЯ ДУМА, распорядит. орган гор. самоуправления. Учреждена в 1786 по Жалованной грамоте городам (1785). Ведала гор. х-вом, налогами и сборами, торговлей, мед. делом, образованием и т. п. Решения Г. д. утверждались ген.-губернатором, с 1871 - градоначальником. Общая Г. д. с 1786 состояла из гласных (депутатов), избиравшихся на 4 года гор. населением, разделенным на 6 разрядов; избирала пост. исполнит. орган - Шестигласную думу (1 гласный от каждого из разрядов).
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ИТАЛЬЯНСКАЯ УЛИЦА (в 1871-1919 Б. Итальянская ул., в 1919-91 ул. Ракова), между кан. Грибоедова и р. Фонтанкой. Названа по Итал. дворцу, находившемуся в 18 в. в этом р-не, др. назв. получила в память участника рев. движения А. С. Ракова (1885-1919). Проложена в 1-й пол. 18 в. Левая сторона улицы частично граничит с Искусств площадью.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ, пам. архитектуры рококо, построен в 1762-68 в Верхнем парке Ораниенбаума (арх. А. Ринальди) как "Голл. домик", назв. К. д. получил в 19 в. К. д. решен как садовый павильон с широко раскрытыми окнами-дверьми, поставленный на невысокий стилобат, образующий террасу. Первонач.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МОХОВАЯ УЛИЦА (до 1826 Хамовая или Хамовская ул.), между улицами Чайковского и Белинского. Проложена в слободе ткачей (хамовников - отсюда 1-е назв.), работавших на парусных дворах Партикулярной верфи и Гл. Адмиралтейства. В 1731-34 построена Симеона и Анны церковь (д. 46), в 1901 - ее доходный дом (арх. В. А. Косяков), в 1869-72 - часовня на углу ул. Белинского и М. у. (арх. Г. И. Винтергальтер).
Архитектура // Скульптура, монументы //

НИКОЛАЮ I ПАМЯТНИК, произведение монументального иск-ва эпохи историцизма, образец необарокко. Открыт 25.6.1859 на Исаакиевской пл. Проект А. А. Монферрана утвержден в мае 1856. В создании монумента участвовали арх. Н. Е. Ефимов, А. А. Пуаро, М. Г. Евреинов. Многоярусный пъедестал сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского порфира и белого итал. мрамора. Конное изваяние (имеет всего 2 точки опоры) отлито из бронзы автором модели, П. К. Клодтом.
Религия. Церковь // Монастыри //

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ Воскресенский женский (Московский просп., 100), пам. архитектуры. Осн. в 1845 по повелению имп. Николая I, к-рый распорядился возобновить на др. месте упраздненный Смольный жен. мон. Первой игуменьей стала Феофания (Готовцева). Стр-во обители началось в 1848 в "рус.-визант." стиле по проекту арх. Н. Е. Ефимова. После его кончины стр-во вел арх. Л. Л. Бонштедт, затем Н. А. Сычев. В 1848 сооружена врем. дерев. Казанская ц. (снесена в 1929).
Архитектура // Архитектурные стили //

РУССКИЙ СТИЛЬ, направление в рус. архитектуре 19 - нач. 20 вв., основанное на использовании приемов и форм древнерус. зодчества и нар. иск-ва. Возникновение Р. с. связано с эстетикой романтизма. Первые примеры - обращение к фольклорной традиции: д. Глазово под Павловском (1815, арх. К. И. Росси), павильоны в Екатерингофе (1824, арх. А. А. Монферран, не сохр.), Никольский домик в Петергофе (1834, арх. А. И. Штакеншнейдер). Родонач.
Архитектура // Персоналия //

ШРЕТЕР Виктор Александрович (1839-1901), архитектор, педагог, предст. переходного рационалистич. стиля от эклектики к модерну. В 1856-58 учился в АХ у Л. Л. Бонштедта, в 1858-61 - в Берлинской строит. академии. С 1864 акад., с 1892 проф. АХ. Ред. (с 1872) журнала "Зодчий", основатель Общества архитекторов. С 1865 преподавал в Ин-те гражд. инженеров. С 1882 гл. архитектор Дирекции имп. театров.
Архитектура // Архитектурные памятники //Особняки //

ЮСУПОВОЙ ОСОБНЯК (Литейный просп., 42), пам. архитектуры, построен в 1852-58 (арх. Л. Л. Бонштедт, с частичным использованием первонач. проекта арх. Г. А. Боссе) для княгини З. И. Юсуповой. Монументальное 2-этажное здание выполнено в формах архитектуры итал. Высокого Возрождения с использованием элементов барокко. Фасады облицованы бременским песчаником, скульпт. декор выполнен в мастерской А. Трискорни.