РУССКИЙ СТИЛЬ, направление в рус. архитектуре 19 - нач. 20 вв., основанное на использовании приемов и форм древнерус. зодчества и нар. иск-ва. Возникновение Р. с. связано с эстетикой романтизма. Первые примеры - обращение к фольклорной традиции: д. Глазово под Павловском (1815, арх. К. И. Росси), павильоны в Екатерингофе (1824, арх. А. А. Монферран, не сохр.), Никольский домик в Петергофе (1834, арх. А. И. Штакеншнейдер). Родонач. Р. с. в церк. архитектуре периода эклектики - арх. К. А. Тон, творчество к-рого служило воплощением норм "офиц. народности", сформулированной в триаде "самодержавие, православие, народность". В ранних работах архитектор обратился к типу моск. 5-главых храмов 15-16 вв. (ц. Св. Екатерины, Старо-Петергофский просп., 6, 1831-37; Введенский собор, Загородный просп., 45а, 1837-42; обе не сохр.; церкви в Царском Селе и Петергофе). В дальнейшем Тон использовал формы шатровых храмов 16-17 вв. (Благовещенская ц., пл. Труда, 1844-49; ц. Св. Мирония, наб. Обводного кан., 99/16, 1849-55; обе не сохр.). Среди последователей Тона - арх. Н. Е. Ефимов (Воскресенский Новодевичий мон., Московский просп., 100, 1849-61; завершен Л. Л. Бонштедтом и Н. А. Сычевым). Неофиц. линию Р. с. представляло творчество арх. А. М. Горностаева: постройки на Валааме, в Троице-Сергиевой пустыни под СПб., комплекс Троице-Сергиева подворья (наб. р. Фонтанки, 44, 1856-57). Последователями Горностаева стали арх. В. А. Гартман и И. П. Ропет, ориентировавшиеся на традиц. нар. иск-во. К этому же течению примыкали арх. И. С. Богомолов (доходный дом Н. Н. Зайцевой, Фурштатская ул., 20, 1875-76, 1883), Н. П. Басин (см. Басина дом) и др. Параллельно "нац." направлению Р. с. развивался "визант. стиль", ориентированный на памятники визант. зодчества. У истоков этого течения стоял арх. Д. И. Гримм. Первым образцом "визант. стиля" в СПб. была Греческая церковь Св. Димитрия Солунского. Поворот к творч. освоению наследия древнерус. зодчества 17 в. связан с конкурсами проектов Воскресения Христова храма ("Спаса на крови") в нач. 1880-х гг. В кон. 19 в. этот вариант Р. с. стал доминировать в церк. и гражд. зодчестве (произведения арх. Н. В. Султанова, А. И. фон Гогена, Н. Н. Никонова, Вас. А. Косякова - см. в ст. Косяковы). В 1900-х гг. под влиянием стиля модерн Р. с. трансформировался в т.н. неорус. стиль, отличавшийся свободной интерпретацией древнерус. зодчества, преим. древних Новгорода и Пскова. Лидерами этого направления выступали арх. В. А. Покровский и А. В. Щусев (Феодоровский Государев собор в Царском Селе). Лит.: Кириченко Е. И. Русский стиль: Поиски выражения нац. самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерус. и нар. искусства в рус. искусстве XVIII - нач. XX в. М., 1997; Лисовский В. Г. "Национальный стиль" в архитектуре России. М., 2000. Б. М. Кириков.
|