Архитектура // Персоналия //

БРЕННА (Brenna) Викентий Францевич (1745-1819 или 1820?), архитектор и художник-декоратор, представитель классицизма. Выходец из Италии. До приезда в Россию трудился в Риме и Варшаве. С кон. 1783 работал в Павловске, первонач. как пом. Ч. Камерона, затем самостоятельно. Оформил ряд дворцовых комнат и залов, сочетая приемы классицизма с насыщенной орнаментикой.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

ГАТЧИНА (в 1923-27 Троцк, в 1927-44 Красногвардейск), город Ленингр. обл. в 45 км к Ю. от СПб., ж.-д. ст. Изв. с 1499 как с. Хотчино, с нач. 18 в. - Гатчинская мыза. С 1796 - город, имп. резиденция. Значит. часть терр. (ок. 700 га) занимает дворцово-парковый ансамбль, включающий Дворцовый парк, Сильвию, Зверинец, Приоратский парк.
Архитектура // Персоналия //
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ГОНЗАГА, Гонзаго (Gonzaga, Gonzago) Петр Федорович (Пьетро ди Готтардо) (1751-1831, СПб.), театр. художник, живописец-декоратор, архитектор, теоретик, поч. вольный общник АХ (1794). Учился в Венеции и Милане. В 1792 прибыл в СПб. и принят в Дирекцию Имп. театров (с 1827 ее архитектор). Оформлял спектакли в дворцовых театрах, Большом театре, театрах графа Н. П. Шереметева и князя Н. Б. Юсупова, применяя приемы иллюзионизма и эволюционируя от барокко к романтизму.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Городская сеть //Площади //

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ, гл. площадь СПб., традиц. место проведения общегор. торжеств. Входит в систему центр. площадей левобережья Невы. Названа по Зимнему дворцу, юж. фасад к-рого выходит на Д. п. Пл. 8 га. Первоначально - часть Адмиралтейского луга, ограниченная с З. бастионами Адмиралтейской крепости, с В. - Луговой (Миллионной) ул. Юж. граница Д. п. в 1765 получила полуциркульное в плане очертание (арх. А. В. Квасов), по ее периметру в 1779-84 построены четыре дома (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ЕКАТЕРИНЫ СВЯТОЙ КОСТЕЛ (Невский просп., между домами 32 и 34), пам. архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект). Расположенное в глубине участка монументальное, крестообразное в плане здание, вмещавшее до 2,5 тыс. чел., увенчано мощным куполом. Гл. фасад оформлен арочным порталом, опирающимся на свободно стоящие колонны.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (Исаакиевская пл., 1), пам. архитектуры позднего классицизма, самый большой храм СПб. Первый дерев. храм, стоявший примерно на месте "Медного всадника", освящен в 1707 в честь преподобного Исаакия Далматского, чья память (30 мая ст. ст.) приходится на день рождения Петра I. В 1712-22 на его месте сооружен кам. храм (арх. Г. И. Маттарнови) в стиле "петровского барокко", отделка к-рого завершилась в 1727. Гл. иконостас вырезал И. П. Зарудный.
Архитектура // Персоналия //

КВАРЕНГИ (Гваренги, Quarenghi) Джакомо (1744-1817), архитектор, представитель классицизма. Выходец из Италии. С 1761 (по др. данным с 1763) учился в Риме живописи и архитектуре. В кон. 1779 прибыл в СПб. и стал придворным архитектором. В 1814 получил рос. дворянство. Первая крупная работа К. - Английский дворец в Петергофе (1781-87, 1791-96, разрушен в 1942), монумент. здание с коринфским портиком.
Армия. Флот // Казармы, арсеналы, манежи, гауптвахты и т.п. //
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

МАНЕЖИ (экзерциргаузы), здания с одним обширным внутр. помещением, предназначались для строевых занятий войск и выездки кав. лошадей в осенне-зимнее время. Возводились в СПб. в 18-19 вв. для полков гвардии и воен.-уч. заведений. Обыкновенно представляли собой прямоуг. в плане постройки с парадно оформленным фасадом и сложным инж. решением перекрытия над манежным залом. В 1920-30-х переоборудованы.
Топография города // Городская сеть //Площади //

МАНЕЖНАЯ ПЛОЩАДЬ, на пересечении Итальянской и Караванной улиц. Названа в 1866 по зданию Михайловского манежа (1798-1800, арх. В. Ф. Бренна; 1823-24, арх. К. И. Росси). По сторонам фасада манежа с 5-арочными дверными проемами и аттиком с воен. арматурой - симметрич. торцы корпусов конюшен, обработанные как павильоны с лоджиями.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК (с 1823 Инженерный замок) (Садовая ул., 2), пам. архитектуры классицизма. Построен в 1797-1801 (арх. В. И. Баженов, В. Ф. Бренна) по повелению имп. Павла I на месте разобранного дерев. Летнего дворца имп. Елизаветы Петровны. Назван в честь архангела Михаила. Квадратное в плане здание с внутр. 8-угольным двором было окружено каналами (засыпаны в 1823).
Топография города // Историческая география //Города в составе Большого Петербурга //

ПАВЛОВСК (в 1918-44 Слуцк), город (с 1796), муниципальное образование, центр Павловского адм. р-на, на р. Славянке. Нас. ок. 16 тыс. жит. (2002). Первые упоминания о поселении на р. Славянке относятся к 13 в. В сер. 18 в. здесь существовали деревни Линна и Кузнецы. 12.12.1777 имп. Екатерина II передала земли на берегах р. Славянки своему сыну вел. князю Павлу Петровичу (будущий имп. Павел I). Эта дата считается днем основания П. (до 12.11.1796 с. Павловское).
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Зеленые пространства //Парки //

ПАВЛОВСК, дворцово-парковый ансамбль в г. Павловск, один из крупнейших в Европе (600 га) пейзажных парков. В 1777 находившаяся на этом месте усадьба подарена имп. Екатериной II сыну вел. князю Павлу Петровичу (отсюда назв.), по случаю рождения его первенца вел. князя Александра Павловича. В 1795-97 сооружена крепость "Бип" (арх. В. Бренна) и разбит парк "Мариенталь" на р. Тызьве.
Архитектура // Персоналия //

РОССИ (Rossi) Карл Иванович (Карло Джованни) (1775-1849, СПб.), архитектор. Сын придворной балерины Г. Лепик. Окончил Петершуле в СПб., архитектуре учился у В. Бренны, в 1796-1802 работал его помощником, в 1802-05 находился с ним во Франции и Италии, совершенствуясь у местных мастеров. В 1806-32 архитектор придворного ведомства, на этой должности проявил себя как выдающийся мастер ансамблевой застройки. С 1816 одноврем. архитектор Комитета для строений и гидравлических работ.
Архитектура // Скульптура, монументы //

РУМЯНЦЕВСКИЙ ОБЕЛИСК, воздвигнут по повелению имп. Павла I в честь побед ген.-фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского (см. в ст. Румянцевы) в рус.-тур. войне 1787-91. Обелиск из сердобольского гранита, завершенный бронз. золоченым шаром с сидящим на нем орлом (арх. В. Бренна) в 1799 был установлен на Марсовом поле, в 1818, в связи с созданием совр.
Архитектура // Персоналия //

РУСКА (Rusca) Луиджи (Алоизий Иванович) (1762-1822), архитектор, предст. зрелого классицизма. Придворный архитектор (1802), поч. вольный общник АХ (1815). Выходец из Швейцарии. Учился в Италии. В 1783 прибыл в СПб., работал кам. дел мастером у Ю. М. Фельтена, Дж. Кваренги, Ф. И. Волкова, Е. Т. Соколова, В. Ф. Бренны.