Топография города // Городская сеть //Набережные //

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ [в 1918-44 - наб. Рошаля, в честь участника рев. движения С. Г. Рошаля (1896-1917)], между Дворцовым пр. и пл. Декабристов, названа по Гл. Адмиралтейству. Проложена в 1873-74 (арх. В. М. Карлович, С. С. Селянинов) на терр. упраздненной Адмиралтейской верфи. В 1875 устроен широкий бульвар. На А. н. - Дворцовая и Петровская пристани (1820-24, инж. А. Д. Готман), расположенные напротив вост. и зап. павильонов Гл. Адмиралтейства.
Архитектура // Мосты //

АНИЧКОВ МОСТ (в 1739 Невский), через р. Фонтанку, на Невском просп. Первый дерев. мост построен здесь в 1715 под рук. М. О. Аничкова (отсюда назв.), в 1721 сделан подъемным (мастер X. ван Болес), в 1749 перестроен (арх. С. Волков) и декорирован под гранит. Ок. 1783-85 перестроен в камне по типовому проекту (см. в ст. Белинского мост), в 1841 реконструирован (инж.
Архитектура // Мосты //

ГУТУЕВСКИЙ МОСТ (быв. Сельдяной), через р. Екатерингофку в створе Двинской ул., соединяет наб. Обводного кан. с быв. Сельдяным буяном на Гутуевском о. (отсюда оба назв.). С сер. 1820-х гг. здесь наводился наплавной мост, во 2-й пол. 1830-х гг. сооружен дерев. 7-пролетный ригельно-подкосный мост с 2-крылым разводным пролетом и быками в виде чугунных колонн (инж. А. Д. Готман, А. И. Мальте), в 1949 дерев. балки заменены металлическими. В 1977-79 построен новый Г. м. (инж.
Архитектура // Мосты //

ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ (первонач. Петровский, в 1735-68 Зеленый, по окраске; в 1768-1918 Полицейский, в 1918-98 Народный), через р. Мойку, на Невском просп. С 1716 здесь существовал дерев. подъемный мост, в кон. 18 в. перестроен в дерев. 3-пролетный балочный на кам. опорах. Заново построен в 1806 (арх. В. И. Гесте, консультант Ф. П. Деволант). Пролет перекрыт чугунным тюбинговым бесшарнирным сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842 тротуары вынесены на консоли (инж.
Архитектура // Градостроительство //Архитектурно-планировочные организации и учреждения //

КОМИТЕТ ДЛЯ СТРОЕНИЙ И ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РАБОТ, гос. учреждение, создано в мае 1816 по инициативе А. А. Бетанкура для рассмотрения проектов застройки, планировки и благоустройства СПб. К-т возглавляли: Бетанкур (до 1824), П. П. Базен (до 1834), А. Д. Готман. В его состав входили арх. К. И. Росси, В. П. Стасов, А. А. Михайлов, А. П. Брюллов, В. И. Беретти, А. К. Модюи, В. К. Треттер и др. В период работы к-та созданы наиболее значит. архит. ансамбли центра столицы.
Архитектура // Мосты //

ЛЕБЯЖЬИ МОСТЫ, два моста через Лебяжий канал. Нижне-Л. м. (быв. 1-й Царицынский, по Царицыну лугу, см. Марсово поле), по наб. р. Мойки. Сооружен между 1720-33 как дерев. подъемный мост (мастер X. ван Болес); к 1760-м гг. заменен балочным. Новый мост построен в 1835-37 (инж. П. П. Базен, А. Д. Готман, А. И. Ремизов), имел лучковый пологий гранитно-кирп. свод с прокладными рядами из известняковых плит, гранитные арки по фасадам и чугунные перила оригинального рисунка.
Архитектура // Мосты //

МАТИСОВ МОСТ (Сухарный), через р. Пряжку, соединяет лев. наб. р. Мойки с Матисовым островом (отсюда назв.). В 1737 здесь существовал дерев. балочный мост. В 1836-39 сооружен 3-пролетный дерев. арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками (инж. А. Д. Готман, А. Ф. Буттац). В 1935 дерев. арки заменены металлич. балками. В 1993-98 перестроен в металлич. 3-пролетный арочный с ездой поверху, с ортотропной плитой (инж. Л. Н. Соболев). Арки 2-шарнирные.
Городское хозяйство // Пожарная охрана //
История города // 1801 - 1917 //

ПОЖАР ЗИМНЕГО ДВОРЦА 1837, возник вечером 17.12.1837 из-за неисправности печной трубы, проходившей между хорами и дерев. сводом зала Петра Великого. Длился св. 30 ч, в результате полностью выгорели 2-й и 3-й этажи дворца. С пожаром боролись 2 роты дворцовых пожарных, гор. пожарные команды, рота дворцовых гренадер, части гвардии (всего до 6 тыс. чел.).
Архитектура // Архитектурные памятники //
Городское хозяйство // Транспорт //Морской транспорт //

ПРИСТАНИ. Сооружения для причаливания судов возводились в СПб. с первых лет его существования. Их расположение было связано с размещением торг. амбаров - буянов. Дерев. П. имелись в 19 в. у хлебных амбаров на Калашниковской (ныне Синопской) наб. Стр-во гранитных набережных Невы обусловило сооружение капитальных П. и спусков к воде, многие из к-рых являются памятниками архитектуры и инж. иск-ва.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТ Петербургский госудаственный (ПГУПС) (Московский просп., 9), осн. в 1809 как Ин-т корпуса инженеров путей сообщения; с 1924 Ин-т инженеров путей сообщения (с 1949 им. акад. В. Н. Образцова), с 1930 Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта (ЛИИЖТ), с 1993 совр. назв. Одно из первых высших техн. уч. заведений России, до 1864 - закрытое, военизированное, до 1917 - с 1 ф-том.
Архитектура // Мосты //

САДОВЫЕ МОСТЫ, два моста через р. Мойку в р-не Летнего сада и Михайловского сада (отсюда назв.) с однотипными фонарями. Первый С. м. (до нач. 19 в. 2-й Царицынский, по Царицыну лугу; до 1924 Михайловский, по Михайловскому замку), по Садовой ул. Дерев. мост здесь отмечен на плане 1716, в нач. 19 в. сооружен новый ригельно-подкосный на кам. устоях.
Архитектура // Мосты //

СИНИЙ МОСТ (назв. по окраске), через р. Мойку, от Вознесенского просп. до пер. Антоненко, является частью Исаакиевской площади. С 1737 здесь был дерев. разводной мост (мастер X. ван Болес), перестроенный позже в 3-пролетный на кам. опорах с дерев. пролетным строением. В 1818 сооружен чугунный мост (проект 1807, инж. В. И. Гесте) с тюбинговым сводом на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842-44 расширен с 41 м до совр. размеров (инж.