Столица // Персоналия //

БЕЗБОРОДКО Александр Андреевич (1747-1799, СПб.), светлейший князь (1797), гос. деятель, гос. канцлер (1797). С 1765 служил в канцелярии малорос. ген.-губернатора, участник рус.-тур. войны 1768-74 (секр. П. А. Румянцева), в 1775-96 личный секр. имп. Екатерины II, докладчик по внутриполит. делам. С 1780 чл. Коллегии иностр. дел, с 1786 чл. Совета при высочайшем дворе, один из рук. внеш. политики России. Составитель всех высочайших манифестов в 1776-92 и ок. 400 именных указов Сенату.
Литература. Книжное дело // Издательства //

"ЗОДЧИЕ НАШЕГО ГОРОДА", серия книг о выдающихся архитекторах СПб. - Л., выпускалась Лениздатом с 1971.
Архитектура // Архитектурные стили //

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в иск-ве и архитектуре, в основе к-рого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры К. характерны строго геометрич. форма объемов, симметрия, архит. ордер как осн. мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархич. соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

"КУЛИЧ И ПАСХА" (просп. Обуховской обороны, 235), нар. назв. ц. Пресвятой Троицы (по оригинальной форме храма-ротонды и колокольни-пирамиды), построенной в 1785-90 в стиле зрелого классицизма арх. Н. А. Львовым на средства ген.-прокурора князя А. А. Вяземского в с. Александровское. Фасад храма оформлен колоннами ионич. ордера, интерьер - коринфскими пилястрами.
Архитектура // Архитектурные памятники //Усадьбы и дачи //

КУШЕЛЕВЫХ-БЕЗБОРОДКО УСАДЬБА (Свердловская наб., 40), пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва 18-19 вв. В сер. 18 в. на этой терр. находился древесный питомник, пожалованный в 1773 Г. Н. Теплову, к-рый к 1777 построил здесь кам. 2-этажный дом. В 1782 хозяином усадьбы стал А. А. Безбородко. В 1783-87 дом был полностью перестроен (арх. Д. Кваренги, по др. данным, Н. А. Львов), вокруг разбит пейзажный парк пл. 25 га с разл. декорат. сооружениями.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (1735-1822, СПб.), живописец, мастер парадного и камерного портрета. Учился в Киеве у своего отца, укр. гравера К. Г. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (1758-64), жил в его доме в СПб. Уже в 1762 известен как портретист.
Архитектура // Персоналия //
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЛЬВОВ Николай Александрович (1751-1803), архитектор, поэт, гравер, ученый, инженер, тайный советник, чл. Рос. академии (1783), поч. ч. АХ (1786). Получил домашнее образование. С 1769 служил в л.-гв. Измайловском полку, в 1773-81 - в Коллегии иностр. дел, в 1782-97 - в Гл. правлении почт. По проектам Л. в СПб. сооружены Невские ворота Петропавловской крепости (1784-87) и здание Почтамта (1782-89; жил в нем в казенной квартире).
Литература. Книжное дело // Салоны, кружки, творческие объединения //

ЛЬВОВСКО-ДЕРЖАВИНСКИЙ КРУЖОК, объединение писателей, художников, композиторов, сформировавшееся в кон. 1770-х гг. вокруг Н. А. Львова. Состав его участников определялся единством эстетич. взглядов, дружескими и родств. связями. Основу кружка составили Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер.
Архитектура // Персоналия //

МЕНЕЛАС (Menelas) Адам Адамович (1753-1831, Царское Село), архитектор, паркостроитель, предст. позднего классицизма. Выходец из Шотландии. С 1785 в России, работал каменных дел мастером у Н. А. Львова в Торжке и Могилеве. С 1800 архитектор у графов Разумовских, с 1813 - у графов Строгановых.
Архитектура // Архитектурные памятники //Крепости и форты //

НЕВСКИЕ ВОРОТА, в Невской куртине Петропавловской крепости. Сооружены в 1703, перестроены в камне в 1747-48. Архит. оформление фасада со стороны Невы выполнено в 1787 (арх. Н. А. Львов) в стиле классицизма, со сдвоенными колоннами, поддерживающими фронтон над аркой. Дерев. Невская пристань перед Н. в. в 1777 перестроена в камне (инж. Р. Т. Томилов). С 1860-х гг. пристань наз. Комендантской, т. к. от нее отходил катер коменданта крепости.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Городское хозяйство // Связь //

ПОЧТАМТ (от нем. Postamt - почтовое учреждение) (Почтамтская ул., 9), осн. в СПб. в 1714, располагался у Троицкой пристани (р-н совр. Троицкого моста). В 1715-16 для П. выстроен 2-этажный дерев. дом на Немецкой (ныне Миллионной) ул., где размещалась и гостиница. В 1735 на той же улице у Дворянской пл. для П. выстроено кам. здание.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

ПРИОРАТСКИЙ ДВОРЕЦ (Гатчина, Приоратский парк), уникальная землебитная постройка в стиле ложной готики (1797-99, арх. Н. А. Львов), неразрывно связанная с пейзажем Черного оз. и Приоратского парка. Стены П. д. возведены из утрамбованной в станке земли, пропитанной особым раствором (с дерев. кессонированными междуэтажными перекрытиями).
Топография города // Городская сеть //Набережные //

СИНОПСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, на лев. берегу р. Невы, от Смольного просп. до пл. Александра Невского. В 1-й пол. 18 в. наз. Набережная ул. или Невская Рождественская наб., в 1887-1952 - Калашниковская наб. (по фам. хлеботорговцев Калашниковых); совр. назв. - в память победы рос. флота в 1853 над тур. флотом в бухте Синоп на Черном м. В 1970 к С. н. присоединена быв. Амбарная ул. (от Херсонской ул.).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ФОМИН Евстигней Ипатович (1761, СПб. - 1800, там же), композитор. 6-летним зачислен в классы при АХ, по окончании в 1782 послан совершенствоваться в Болонью, в 1785 держал там экзамен и был принят в члены Болонской филармонич. академии. Вернулся в СПб. осенью 1786 и написал музыку к драм. сказке имп. Екатерины II "Новгородский богатырь Боеславич" (дивертисменты). Опера успеха не имела, но Ф. был принят на службу в Дирекцию имп. театров.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

ШУВАЛОВА И. И. ДВОРЕЦ (Итальянская ул., 25), пам. архитектуры барокко (1749-55, арх. С. И. Чевакинский), усадебный дом графа И. И. Шувалова. Фасад 3-этажного гл. корпуса, обращенного на Итальянскую ул., отмечен ризалитом с колоннами, со стороны двора к нему примыкали полукруглые "циркумференции", со стороны Невского просп. усадьбу ограничивал служебный флигель. От первонач. убранства сохранились лишь вестибюль со сводами и фрагменты отделки фасадов.